27 апреля 2024 г., Суббота
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Хлеб идет, вагон не едет или битва с урожаем?

26.09.07


Мировые цены на зерно, образца сентября 2007-¬го прыгнули на 59% по сравнению с прошлым годом. Это вызвало настоящий экспортный бум в России. Объемы зерногрузов, перевезенные ОАО «РЖД» за 8 месяцев, выросли на 43,8% по отношению к аналогичному периоду 2006-го, в то время как за весь прошлый год – только на 2,4%. При плане погрузки 1050 вагонов в сутки компания наполняет 1219. Кроме того, 1136 зерновозов Российские железные дороги получат от «Укрзалiзныци».

Согласно аналитической записке Российского зернового союза (РЗС), подготовленной по заказу Министерства сельского хозяйства РФ, весной 2007 года цены на основные виды зерна на отечественном рынке совершили резкий прыжок. Если в начале мая стоимость одной тонны продовольственной пшеницы 3-го класса составляла около 4200 рублей, то в конце июля ее цена достигла 6200 рублей. Рост подстегивался не только и не столько неутешительным прогнозом на урожай 2007-го, сколько тенденциями мирового рынка. За это же время цена на пшеницу в мире выросла с $130–150 за тонну до $300. Россия с 2002 года входит в число крупнейших мировых экспортеров зерна. В сезон 2005/2006 года экспорт из нашей страны достиг 12,2 млн тонн, а в 2006/2007 – 11,9 млн тонн, что составляет около 10% мирового экспорта. Естественно, что зарубежные цены оказывают влияние на внутрироссийские.

РЗС в качестве примера формирования внутренней цены на зерно приводит результаты тендера, прошедшего в Египте 28 августа. Цена покупки с поставкой в октябре 2007¬го – на условиях $306,5/т (7877 руб/т). Стоимость фрахта из Новороссийска составит 964 руб/т на судно дедвейтом 25 тыс. тонн, перевалка в порту – 463 рублей за тонну, оформление документации и санитарных документов – 130 руб/т. Железнодорожный тариф и сопутствующие услуги в пределах Южного федерального округа – около 600 руб/т. Таким образом формируется цена на элеваторе в ЮФО: для пшеницы 4-го класса – около 5600 рублей за тонну. При этом, отмечают в РЗС, полная себестоимость производства пшеницы в ЮФО – 4000–4500 рублей за тонну, а в более северных и восточных регионах – еще выше.

Благоприятная конъюнктура рынка подстегнула рост железнодорожных перевозок хлебопродуктов. Если планы ОАО «РЖД» на 2007 год предусматривали увеличение объемов перевозок этого груза всего на 1,4%, то начиная с лета информационные ленты новостей стали заполняться победными реляциями с дорог о значительном росте перевезенного зерна. За 8 месяцев года ОАО «РЖД» увеличило его погрузку на 43,8%.

На Куйбышевской железной дороге по итогам 8 месяцев года погрузка зерна выросла почти в два раза и, по данным ДЦФТО, составила 761,5 тыс. тонн. На Красноярской дороге погрузка этого вида груза за этот же период выросла на 14,2%, Западно¬Сибирской – на 40%, Приволжской – на 45,5%. А на Южно­Уральской дороге рост составил целых 89%! Зернотрейдеры Алтайского края даже обратились в ОАО «РЖД» с просьбой о предоставлении дополнительных 200 зерновозов в сутки для вывоза из региона зерна нового урожая.

В понедельник, 24 сентября, ситуация с вывозом урожая обсуждалась на оперативном совещании в ОАО «РЖД» с участием Владимира Якунина.

По данным начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Алексея Миронова, парк зерновозов в количестве 13285 единиц задействован полностью. Недостающие вагоны компания надеется получить у «Укрзалiзныци», которая предоставит Российским железным дорогам 1136 зерновозов. Кстати, на прошедшем чуть ранее, 22 сентября, совещании министров транспорта и коммуникаций и сельского хозяйства Республики Казахстан Серика Ахметова и Ахметжана Есимова также было заявлено о необходимости просить вагонной помощи у стран – участниц Совета по железнодорожному сотрудничеству. Согласно прогнозам Министерства сельского хозяйства РК в этом году в Казахстане ожидается рекордный урожай зерновых – порядка 20 млн тонн в бункерном весе. План отгрузки зерна в сентябре 2007-го составляет 6291 вагон­зерновоз в сутки (401 760 тонн). По состоянию на 20 сентября инвентарный парк зерновозов принадлежности АО «Казтеміртранс» составляет 5245 вагонов.

«Ситуация с перевозками зерна в России находится под полным контролем», – отметили на совещании в РЖД. На 24 сентября план погрузки зерна превышен на 18,9%. По данным, которые привел первый заместитель начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Виктор Гапаненок, при плане погрузки на сети 1050 вагонов в сутки (67 тыс. тонн) грузится 1219 вагонов (79,7 тыс. тонн зерна).

Как сообщила корреспонденту ИА «РЖД-Партнер.Ру» начальник профильного отдела Департамента перевозок ОАО «РЖД» Татьяна Морковкина, по всей сети дорог соблюдается равномерность и ритмичность отгрузки согласно заявкам. При этом она посетовала на то, что предоставление ФСТ в 2007 году льготных тарифных ставок на перевозку зерна из районов Сибири и Дальнего Востока в тихоокеанские порты не добавило никаких объемов для показателей РЖД. «На такие перевозки не было подано ни одной заявки. Непонятно, для чего РЗС так долго боролся, чтобы получить льготный тариф», – прокомментировала она.

Однако производители зерна считают, что на деле все происходит не так гладко, как на бумаге. По данным директора информационно­аналитического департамента РЗС Сергея Шаховца, в регионах Приволжской и Куйбышевской дорог дефицит вагонов для перевозки всех объемов урожая доходит до 50%. Там предлагают под погрузку даже вагоны после цемента и глинозема! На Северо­Кавказской дороге недостает 2500 вагонов. Трейдерам приходится обращаться к операторским компаниям, хотя среди них нет тех, кто владеет вагонами в промышленных масштабах. Кроме того, операторы не проявляют интереса к покупке бывших в употреблении зерновозов.

Предпринятая в прошлом году попытка возить зерно на полигоне СКЖД в пластиковых биг­бегах не получила распространения. Была отправлена всего лишь одна партия из 21 полувагона в Египет, но из-¬за проблем с возвратом порожней тары грузовладельцы отказались от этого опыта.

В 2007-м среди 8000 новых вагонов, закупленных компанией, нет ни одного зерновоза. По словам Т.Морковкиной, подавая заявку на 2008 год, Департамент управления перевозками предложил закупить 3000 зерновозов, но окончательный план еще не утвержден.

Итак, нельзя не видеть, что, как и во времена не столь далекие, хороший урожай или добрая цена становятся для транспортной сферы поистине ареной для свершения беззаветных трудовых подвигов, преодоления невероятных препятствий, нечеловеческого напряжения сил и тому подобное. Только пока не сделали так, чтобы перевозчик смог несказанно радоваться увеличению объемов перевозок и, соответственно, возможности подзаработать на этом. Но это теперь уже, по всей видимости – до следующего хорошего урожая. Такого, какой бывает не каждый год…

РЖД-партнер
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: