29 марта 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Хлеб в мундире. Правительство не справилось с ростом цен на гречку — а тут начал дорожать стратегически важный картофель…

14.09.10


Не успела страна оправиться от «гречневой аномалии» (см. «Новую», № 95 от 30 августа), как в разных регионах начали фиксировать нетипичный для сезона рост цен на овощи и главный среди них — картофель. Если гречку покупают про запас, то картофель — едят. Второй хлеб в рационе россиян куда важнее первого, ведь с его непременным использованием готовятся 90% первых блюд, не менее половины вторых (гарнир — их неотъемлемая часть) и до трети салатов, включая культовый оливье.

Кроме того, незажиточная часть россиян, живущая в сельской местности или имеющая там земельные участки, старается обеспечивать себя картофелем самостоятельно, что существенно снижает расходы на приобретение продуктов питания в семейном бюджете.

Так вот, в этом году картофель во многих профильных регионах, пострадавших от засухи, не уродился. Официально признанный Минсельхозом факт — придется закупить за рубежом 4 миллиона тонн. Цифра сама по себе не так уж и велика, у государства деньги найдутся. Важно учитывать два обстоятельства: реально от засухи пострадали несколько регионов, компактно расположенных в Центральной России, а основными производителями картофеля были и остаются личные подсобные хозяйства плюс мелкие производители — индивидуальные предприниматели.

Задача государственной важности формулируется следующим образом: обеспечить пострадавшие регионы картофелем в количествах, достаточных как для потребления, так и для весеннего посева, не допустив при этом роста цен, а также компенсировать убытки производителей, чтобы они смогли расплатиться по кредитам и покрыть операционные расходы на полевые работы уже следующего года.

Наиболее проблемным представляется последний пункт. Деньги, как обычно, есть — правительство еще в августе выделило на поддержку пострадавших производителей в общей сложности 35 млрд руб. Вопрос в том, как их адекватно распределить, особенно учитывая предельную раздробленность производителей того же картофеля.

Минсельхоз в этом деле решил применить весьма популярный, единственно в нашей стране функционирующий (из чего не следует — функционирующий хорошо) механизм ручного управления. Все заявки всех производителей (а пострадавшими признаны 800 районов нашей Родины) проходят экспертизу в одном отдельно взятом федеральном государственном учреждении (по данным «Новой», речь идет о минсельхозовском ФГУ «Центр экспертно-аналитической оценки эффективности деятельности агропромышленного комплекса»). В заявке необходимо присутствие фотосвидетельств. Известно, что аппетиты отдельных регионов после экспертизы ФГУ удалось урезать более чем вдвое, но неизвестно, в каком случае это хорошо, а в каком — плохо. От себя лично замечу, что практика распределения многомиллиардного финансового потока через одну структуру, тем более ФГУ, всегда вызывает вопросы, по крайней мере в части эффективности освоения этих денег. Но ничего лучшего нашим государственным аппаратом не придумано, потому что, к примеру, распределение ответственности между регионами увеличило бы проблему в количество раз, равное количеству регионов.

Но чем меньше производитель, тем меньше шансов на то, что его заявка будет внимательно рассмотрена, что ее не отклонят волюнтаристски. Тем более что оперативного механизма обратной связи для подачи «апелляций» нет.

Что же касается перспектив роста цен на картофель, то весьма вероятно, что именно здесь будет опробовано прямое ограничение роста цен, недавно ставшее юридически дозволенным. Напомню, что правительство (а именно Минэкономразвития) может принять решение о замораживании цен на какой-либо социально значимый товар сроком 90 дней, если цена на него в течение месяца увеличится более чем на 30%. Найдут какой-нибудь регион с нелюбимым губернатором и устроят образцово-показательную всетелевизионную порку.

Говорят, этот финт хотели опробовать еще с гречкой, но побоялись, что на выходе получится дефицит, что еще более испугает и озлобит граждан.

Впрочем, есть и более спокойный сценарий. Ценам на картофель, для того чтобы ввести нас всех в убыток, вовсе не нужно драматически расти — им достаточно не падать. Ведь сейчас, в уборочную кампанию, они обычно снижаются как раз процентов на тридцать. Если они и останутся на текущем уровне, то инфляция и не вырастет. Вот только тем, у кого расходы на картошку в семейном бюджете увеличатся-таки на треть, этого не понять.

Новая газета
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: