В скором времени в России могут подскочить цены на хлеб. Это событие малоприятно не только само по себе, но еще и потому, что за ним следует рост цен на другие продукты питания. Первыми забили тревогу представители двух отраслевых союзов – пекарей и мукомолов. На минувшей неделе они обратились к экс-министру сельского хозяйства, председателю совета крупнейшей в России ассоциации отраслевых союзов АПК «АССАГРОС» и депутату Государственной думы Виктору Семенову с предложением провести 22 мая экстренное заседание ассоциации с участием вице-премьера Алексея Гордеева. Гордеев был незамедлительно проинформирован о том, из-за чего, по мнению аграриев, «в ближайшие месяцы можно ожидать перебоев в производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а также удорожания муки и продукции из нее».
Опасения пекарей и мукомолов вызваны в первую очередь резким подорожанием продовольственной муки, из которой и выпекают белый хлеб, печенье и т.п. Как сказал в интервью «Журналу» Виктор Семенов, в ряде регионов только за последний месяц цены на муку выросли на 40%. Понятно, что цена хлеба – вопрос не только экономический. Можно привести достаточно примеров, когда региональные выборы были выиграны на волне громогласных обещаний удержать цены на хлеб. И до сих пор большинство губернаторов предпочитает держать на коротком поводке местные хлебозаводы и магазины, торгующие «стратегическим» продуктом. По оценке аграриев, подорожание муки вызвано резким ростом экспорта зерна. В частности, за период с октября 2002 г. по март 2003 г. вывоз зерна за границу увеличился в три раза. Например, в феврале на экспорт ушло 1,6 млн тонн, что в 4,5 раза больше соответствующего периода прошлой зимы. Притом чуть более миллиона тонн – именно продовольственной пшеницы. И немудрено – минувшей осенью внутренние цены на зерно были раза в два ниже мировых. Подозрение во взвинчивании цен пало и на отечественных зерноторговцев. Рынок зерна по большому счету монополизирован. Те, кто сейчас реально располагает большими запасами, вполне могут вступить в сговор с несколькими торговцами, которые спекулятивно поднимут биржевую цену на зерно. «Если окажется, что все дело в ничем не ограниченном экспорте, – продолжает Виктор Семенов, – то правительство вправе ввести высокие вывозные пошлины, тем самым увеличив предложение на зерно на внутреннем рынке. Иначе нам самим придется импортировать продовольственную пшеницу. Ситуация усугубляется еще тем, что, согласно предварительной оценке, валовой сбор зерна в 2003 г. будет на 16–18% меньше прошлогоднего».
По мнению президента Аналитического центра агропродовольственной экономики Института экономики переходного периода Евгении Серовой, у государства есть более действенные меры для того, чтобы сбить цены на зерно и соответственно на муку. «При таком разрыве между внутренними и внешними ценами, как у нас, экспорт остановить невозможно – по зернышку в карманах самолетами вывезут... Страна, вводящая экспортную пошлину на свою продукцию, современным миром воспринимается, мягко говоря, странно. Все, начиная от США и заканчивая Берегом Слоновой Кости, озабочены тем, как бы чего побольше продать на мировом рынке. Это заработок страны. Другое дело, что нужно следить за возвращением денег в родную экономику, бороться с лжеэкспортом и т.д. Между тем уже два года правительство осуществляет специальные закупки, чтобы иметь возможность влиять на рыночную стоимость зерна, регулируя спрос и предложение. В запасниках должно было накопиться примерно 4 млн тонн. Сегодня ничто не мешает правительству продать эти 4 млн из своих резервов для стабилизации цен на внутреннем рынке. Или там ничего нет?»
Итак, произойдет ли повышение цен на хлеб? Предварительный ответ на этот вопрос будет дан уже на этой неделе. На 28 мая запланировано специальное заседание правительственной комиссии.
Источник: «Еженедельный журнал».