РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Кому принадлежит Ростов. Вадим Викулов, который строит собственный флот
23.09.19


«Блокнот Ростов» продолжает серию публикаций, посвященных богатейшим бизнесменам Ростовской области. Им принадлежат крупнейшие активы в регионе, оборот их предприятий составляет миллиарды рублей. Мы расскажем о том, как они строили свой бизнес.

В этот  раз речь пойдет о Вадиме Викулове, который стоит во главе крупнейшего российского экспортера растительного масла — компанию «Астон».

Вадим Викулов в Ростовской области — человек приезжий. Родился он 24 октября 1963 года в Ленинграде. В 1985 году он закончил Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С.Макарова.

С 1985 по 1991 год он работал во Всесоюзном внешнеторговом объединении «Совфрахт». Эта организация обеспечивала перевозку грузов внешней торговли СССР. Полученный там опыт Викулов успешно применил в собственной компании. После развала советской экономике бизнесмен создал брокерскую компанию в Ганновере (Германия), которая занималась фрахтовыми и торговыми операциями, ее клиентами были российские и иностранные трейдеры.

Компания «Астон» была основана отцом Вадима Викулова – Иваном Викуловым, который родился в 1938 году и к моменту развала СССР сделал карьеру в органах Госбезопасности.

В 1992 году полковник КГБ Иван Иванович Викулов, уйдя на пенсию, решил организовать собственный бизнес и создал в Москве ООО «АСТОН- Энтерпрайз», которая занялась перевозками грузов водным транспортом внутри страны и за рубежом.

«Знание генеральным директором специфики отрасли, его управленческий талант позволили «Астону» быстро набрать обороты. Дочерние компании одна за другой открывались в городах России и Украины», – говорится в официальной версии истории организации.

В 1996 году компания перебирается в Ростов-на-Дону. Причиной переезда компании в Ростова Вадим Викулов позднее называл тот факт, что основным рынком его работы всегда был Азово-Черноморский бассейн.

– В 1995-1996 гг. многие трейдеры ушли с сельскохозяйственного рынка в более модную тему — металл, поэтому ниша стала свободной, почти пустой, мы смогли ее занять, – рассказывал Викулов в интервью «Ведомостям».

Средства, заработанные на торговле зерном, были пущены на приобретение производственных мощностей агропромышленного комплекса — сети элеваторов, предприятие по производству круп и муки, портового терминала, судоремонтного завода «Красный Моряк» и земель сельхозназначения.

И сейчас «Астон» является одним из ведущих экспортеров зерна в России. По итогам сезона 2018-19 гг., компания расположилась на третьей строчке рейтинга крупнейших экспортеров. За сезон 2018-2019 годов агрохолдинг экспортировал 3,4 млн тонн зерновых.

После того, как «Юг Руси» открыл для российских компаний рынок производства масла, компания Вадима Викулова тоже решила попробовать себя на нем. И результаты оказались ошеломляющими. Сейчас «Астон» является лидером страны по экспорту подсолнечного масла «на разлив».

Компания входит и в четверку ведущих производителей подсолнечного масла в России. За год компания произвела 313 тыс. тонн масла.  

Основной производственной площадкой холдинга является маслозавод в Морозовске. Он, кстати, носит имя отца Вадима Викулова. Там сейчас выпускаются растительные масла торговых марок «Затея», «Волшебный край», «Светлица», «АСТОН», а также продукция под собственными торговыми марками крупнейших розничных сетей и оптовых клиентов. Мощности предприятия позволяют производить более 850 тонн рафинированного растительного масла и фасовать почти 1 миллион бутылок в сутки.

В 2009 году руководством компании было принято решение объединить все активы в единую компанию в форме ОАО. Целью преобразования в «Астоне» назвали повышение прозрачности и возможный выпуск в ближайшие несколько лет дополнительных акций.

ООО «Астон» тогда было преобразовано в ОАО «Астон Продукты Питания и Пищевые ингредиенты». Дочерними предприятиями остались сельхозактивы и судостроительный завод ОАО «Моряк», который был преобразован в ООО для повышения оперативности и гибкости управления.

В 2011 году компания начала развивать производство крахмалов и сиропов. Это произошло после того, как холдингом была приобретена группа «Российские крахмалопродукты». В составе группы компаний находились предприятия по переработке кукурузы: «Ибредькрахмалпатока» в Рязанской области и «Новлянский крахмало-паточный завод» во Владимирской области.

В 2018 году «Астон» совместно с международной агропромышленной корпорацией Archer Daniels Midland (ADM) открыли совместное предприятие по производству продуктов питания и пищевых ингредиентов. Каждой из компаний принадлежит по 50% производства. Основной площадкой стал завод  в Ибреде Рязанской области.

– Наше совместное предприятие теперь имеет отличную возможность реализовать синергии сотрудничества двух компаний, имеющих обширные компетенции в области производства крахмало-продуктов, маркетинга и логистики. Мы ожидаем значительный эффект от расширения продуктовой линейки и внедрения энергосберегающих технологий, – отмечал тогда Вадим Викулов

Весной 2018 года Вадим Викулов впервые сообщил о планах вложить более 100 млн долларов США в строительство собственного флота. Суда планируется параллельно строить в России, на верфях в Ростове, а также в Китае. На данный момент идет речь о строительстве 10 судов. При этом основное производство все же расположилось в Китае, где цены существенно ниже.

– Цикл строительства одного судна составляет в среднем 12–14 месяцев. Стоимость корабля варьируется от 10 млн долларов, если речь идет о строительстве в Китае, и до 15 млн долларов, если корабли будут строиться в России, – рассказывал тогда Викулов.

Первый корабль был спущен на воду судостроительной компанией JIANGSU DAJIN HEAVY INDUSTRY в начале сентября 2019 года. Судно назвали в честь Дианы Марии Викуловой – дочери бизнесмена. Поставка корабля ожидается 30 ноября этого года. По данным официального сайта «Астона», второе судно с такими же характеристиками будет готово к декабрю этого года.

В июле 2019 года «Астон» объявили о приобретении 100-процентной доли ООО «Торговый порт». В компании отметили, новые активы включают земельные участки в промышленной зоне «Заречная» Ростова-на-Дону, площадью 3,8 га и два причала, общей длиной свыше 275 м. Покупка позволит увеличить отгрузку зерновых культур не менее чем на 120-150 тыс. т в месяц.

Самым громким скандалом, связанным с Вадимом Викуловым, стал его бракоразводный процесс с первой женой Ольгой.

В 2005 году Вадим Викулов развелся с Ольгой Викуловой и уже в следующем году женился во второй раз. Но в ноябре 2007 года Мосгорсуд отменил заочное решение Кунцевского районного суда о расторжении первого брака. На основании чего первая жена Вадима Викулова Ольга попыталась через суд объявить второй брак своего мужа незаконным. Однако судья в удовлетворении иска ей отказала. В итоге сложилась такая юридическая коллизия, что Вадим Викулов стал на определенный период времени двоеженцем.

В итоге бракоразводный процесс окончился без громких скандалов. С детьми от первого брака Викулов продолжает общаться. А его сын Иван даже вошел в историю.

В конце 2017 года компания Prime Shipping Foundation, которую как раз возглавляет сын Викулова, первой в мире совершила сделку по продаже партии зерна за биткоины. Сделка была закрыта в декабре, 3 тысячи тонн зерна из порта Ростова были доставлены в турецкий Самсун.

– Мы пытаемся разработать трансграничную платежную систему, которая проще и быстрее, чем те, которые доступны сейчас на рынке. Насколько нам известно, это первая сделка по оплате фрахта судна криптовалютами, – рассказал тогда агентству Bloomberg Иван Викулов.

Одной из целей этого проекта была попытка разработать систему, позволяющую обходить санкции.

Но вернемся к Вадиму Викулову. Единственным его походом в политику было избрание в 2003 году в депутаты городской думы Ростова. Дальше делать карьеру политика бизнесмен не захотел.

В 2004 году он основал Агентство инвестиционного развития Ростовской области и возглавлял его до 2012 года. Именно за эти годы агентство смогло привлечь в регион целый ряд крупных международных компаний. При участии АИР в Ростовской области стартовало более 35 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций в 3,4 млрд долларов.

Однако в 2010 году между АИР и новым руководством Ростовской области возник конфликт. Тогда первый заместитель губернатора Сергей Горбань выступил с критикой агентства, заявив, что существенная часть проектов, которые структура поставила себе в зачёт, осталась на бумаге. Горбань заявил, что в агентстве, «видимо, придётся менять кого-то из руководителей».

В 2012 году Викулов покидает агентство, оставив вместо себя исполнительного директора Игоря Буракова. В то время в правительстве обсуждали планы по созданию новой подобной организации, и уход Викулова был единственной возможностью сохранить участие агентства в инвестиционной жизни региона. Сейчас АИР, в основном, занимается организацией стендов с потенциалом Ростовской области на различных российских и международных выставках.

Общение Викулова с представителями власти минимально. Его практически не встретишь на правительственных мероприятий и все силы он бросил на развитие бизнеса. И это у него получается намного лучше.

Так, по итогам 2018 года компания «Астон» оказалась третьей в стране по объемам выручки. Она закончила год с выручкой 81,6 млрд руб. Это в 2,5 раза больше, чем  годом ранее. Прибыль предприятия за прошлый год превысила 2,7 млрд руб. (на 900 млн руб. больше, чем в 2017 году). Объем экспорта компании превышает 900 млн долларов. В рейтинге 200 крупнейших частных компаний Forbes по итогам прошлого года компания заняла 124 место.

Сам Вадим Викулов однажды тоже попал в рейтинг богатейших бизнесменов страны. Это произошло в 2012 году, когда он оказался на 170 строчке  с состоянием в 550 млн долларов.

Главным хобби Вадима Викулова является яхтенный спорт. В 2003 году он модернизировал старейший яхт-клуб города  «Аврал». Здание клуба реконструировали, на причалы подвели воду и электричество, вымостили набережную длиной 160 м., построили 2 эстакады для крупных судов, поменяли железные понтоны на бетонные, построили гостевые санузлы и душевые. «Астон» организует проведение парусных регат и различных чемпионатов по парусному спорту, поддерживает детскую школу, бесплатно обучая детей управлению яхтой.

Ежегодно там проводятся две крупных гонки — кубки «Астона» и «Аврала». Побеждает в них, как правило, команда Вадима Викулова. И это не удивительно, ведь ему принадлежит единственная в Ростовской области профессиональная гоночная яхта Santarelli 40. Правда в 2012 году победу неожиданно одержала яхта «Дельта» под управлением капитана Ивана Парады.

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью