28 марта 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Кристина на бобах

16.06.08




Кристина на бобах

Спор между правительством Аргентины и аргентинскими фермерами из-за экспортных тарифов на соевые бобы может стать первым в цепочке конфликтов власти и бизнеса в сельхозпроизводящих странах.

"Единственное препятствие на пути к экономическому процветанию и счастью народа – это наше правительство», – такое заявление 25 мая, в День независимости Аргентины, прозвучало на трехсоттысячном митинге аргентинских фермеров. В это же время первая в истории страны женщина-президент Кристина Фернандес де Кирчнер в очередной раз подчеркнула, что интересы страны стоят прежде интересов любой индустрии и интересов частных лиц.

С начала весны в Аргентине бушуют страсти по соевым бобам. Эта страна является третьим в мире экспортером данной культуры после Бразилии и США. В прошлом сезоне под «зеленое золото», практически весь урожай которого уходит за рубеж, была занята половина из 30 млн га аргентинских пашен. Доходы от экспорта сои в 2007 году составили 24 млрд долларов. Рост мировых цен обещает в этом сезоне еще большую прибыль.

Делиться надо

Вопрос в том, кому эта прибыль достанется. Правительство увидело в мировом росте цен возможность пополнить государственный бюджет с помощью роста экспортных тарифов.

Президент Фернандес утверждает, что повышение тарифов поможет перераспределить национальное богатство в пользу беднейших слоев населения (к ним относится каждый пятый аргентинец). А также удержать фермеров от перепрофилирования своего производства на экспортные культуры – это нанесло бы ущерб внутреннему рынку.

Поэтому еще 11 марта 2008 года власти ввели «скользящую» систему экспортных тарифов на соевые бобы и семена подсолнечника. Ранее ставка была фиксированной – 33%. Новая система привязана к колебаниям цен на мировых рынках. Если тонна соевых бобов стоит около 500 долларов, фермер отдает государству от 40 до 44% своего дохода. Если же цена перевалит за отметку 600 долларов, тариф составит 58,5%.

Аграрии резко отрицательно отнеслись к действиям правительства. Фермеры утверждают, что собирались пустить большую часть сверхприбыли на модернизацию и расширение производства. Новые тарифы добавились к уже существующим налогам и растущим транспортным расходам. Есть опасения, что они вынудят многих фермеров расстаться со своим бизнесом. «Маржа, на которую мы работаем, становится все меньше и меньше. То, что мы платим государству в виде налогов, не возвращается к нам в полном объеме, например, в виде субсидий на удобрения или развитие социальной инфраструктуры», – утверждают фермеры.

Тарифы – крестьянам!

В день введения новых экспортных тарифов аргентинские фермеры начали свою первую забастовку. Она продолжалась 21 день. Пикеты перекрыли в 400 местах междугородные автомагистрали, практически парализовав транспортную систему страны. В начале апреля представители фермеров объявили о месячном перемирии. Но переговоры с правительством закончились безрезультатно. Поэтому 7 мая началась вторая волна акций протеста – бастующие блокировали порты и железнодорожные станции. Акции продолжались 10 дней, после чего обе стороны сели за стол переговоров. И снова безрезультатно. С 28 мая по 2 июня прошла третья волна забастовок. На этот раз правительство смягчило свою позицию: официальный Буэнос-Айрес решил, что вместо первоначальных 58,5% за каждую тонну по цене от 600 до 750 долларов фермеры будут отдавать государству почти на 6% меньше. Кроме того, правительство упростило условия получения субсидий малыми фермами. Премьер-министр Альберто Фернандес заявил: «Больше у нас нет предмета спора с аграриями».

Но фермеры не считают диалог законченным. При сегодняшней средней цене в 470 долларов, говорит Лучано Мигуенс, председатель Аргентинского сельского общества, «изменения, внесенные правительством, абсолютно бессмысленны, так как для нас тарифы остались по-прежнему на отметке в 40%, то есть те же самые, что начали действовать с 11 марта». Фермеры дали понять, что они по-прежнему намерены добиваться полной отмены мартовских тарифов.

И с места они не сойдут?

Трехмесячные акции протеста отразились как на экономике страны, так и на мировом рынке. Улицы столицы Аргентины снова стали свидетелями спорадических маршей кастрюль и сковородок, которые семь лет назад сыграли немалую роль в отставке администрации президента Фернандо де ла Руа.

Конфликт, по подсчетам экспертов, может стоить экономике страны 1% роста ВВП. «Эти трения ввели элемент неопределенности в будущее экономики, особенно в глазах иностранных инвесторов», – считает Альфредо Коутино, аналитик агентства Moody. По его оценке, темпы роста составят в этом году 7% вместо 8, предполагавшихся в январе.

Отмечается увеличение объема денежных средств, которые население снимает со своих счетов в банках. Специалисты не исключают повторения ситуации 2001 года, когда в результате панического снятия сбережений населением и бизнесами произошел коллапс банковской системы Аргентины. Центральному банку страны уже пришлось задействовать свои валютные резервы, чтобы стабилизировать ситуацию с национальной валютой, песо, и не допустить ее обесценивания.

Страдает вся цепочка производства и торговли соевыми бобами. Фирмы-посредники терпят убытки из-за невозможности своевременных поставок своим зарубежным партнерам. В течение нескольких недель не велись операции на зерновой бирже в Буэнос-Айресе. Несут убытки транспортные компании, специализирующиеся на перевозке сельхозпродукции. Объем производства компаний, занятых в переработке соевых бобов, сократился в результате мартовской забастовки на 50% по сравнению с февралем.

Особое беспокойство экспертов вызывает тот факт, что конфликт с фермерами отвлекает правительство и общество от решения таких базовых экономических проблем, как инфляция и энергетический кризис. По оценкам официальных экономистов, темпы роста инфляции за первый квартал 2008 года составили 11,8%. Оппозиционные аналитики называют другие цифры – от 20 до 25%. Последние три года в стране проводится режим рационирования электроэнергии. В этом году ситуация усугубится тем, что из-за недостатка осадков снизится выработка электроэнергии гидроэлектростанциями.

Протесты в Аргентине привели к росту мировых цен на соевые бобы. На Чикагской товарной бирже соевые фьючерсы с доставкой в июле достигли цены 13,7 доллара за бушель. По прогнозам аналитиков, при продолжении конфликта цена июльских фьючерсов сможет достигнуть 14,15 доллара. Плодами этого повышения пользуются главным образом бразильские и американские сельхозпроизводители. «Ограниченные поставки на мировой рынок зерновых из Аргентины привели к тому, что экспорт из США будет лучше, чем ожидалось, – считает Джим Про, ведущий мерканчайзер компании Andersons Inc в Дакоте. – Обычно в это время года удовлетворение спроса на соевые бобы и масло смещается из США в Аргентину, так как только что собранный урожай дешевле. В этом году такого сдвига практически нет».

Начинают искать альтернативу аргентинским зерновым и некоторые страны-импортеры. Так, Китай уже объявил Аргентину как ненадежного партнера и начал увеличивать объемы своих закупок в США.

Гадание на бобах

Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что противостояние между аграриями и правительством Аргентины будет носить затяжной характер. По словам аналитика консалтингового агентства M&A/Inc Агустина Монтеверде: «стратегия, которой придерживаются обе стороны, состоит в том, чтобы, измотав противника до изнеможения, заставить его сдаться на условиях победителя». Это может стать триггером нового экономического и политического кризиса. Даже если противостояние закончится завтра, считает Цезарь Гадлиардо, председатель зернового брокерского агентства Artegran SA, пройдет, как минимум, два месяца, прежде чем зерновая индустрия Аргентины вернется в нормальное состояние.

Конфликт между властями и сельхозпроизводителями Аргентины является первой ласточкой, указывающей на один из возможных сценариев развития взаимоотношений между правительствами стран-экспортеров сельхозпродукции и аграрного бизнеса. Прогнозируя усиление напряжения по линии власть–бизнес, аналитики отмечают определенные параллели с историей формирования политики некоторых государств в отношении нефтедобывающих компаний, наиболее радикальной из которых является позиция президента Венесуэлы Уго Чавеса. Вслед за Аргентиной политическое противостояние между правительством и производителями может начаться и в других странах, экспортирующих сельхозпродукцию.

Эксперт
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: