25 апреля 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Кризис ожидается в июле 2008 года

09.11.07


Пессимистический прогноз недалекого экономического будущего России представил 8 ноября в Независимом пресс-центре на Пречистенке директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По его мнению, государство утрачивает возможность сохранять стабильность в экономике, и самым убедительным тому подтверждением является ситуация с инфляцией, которая в октябре по сравнению с сентябрем ускорилась в два раза даже по официальным данным.

«Объективные причины продуктовой инфляции нам известны – засуха 2007 года на полях ведущих производителей зерновых культур, эпизоотия в Китае, отмена субсидий в Евросоюзе, но основная ответственность за повышение цен лежит на руководстве страны», - считает М.Делягин.

Цены подскочили еще до поступления на рынок продуктов нового урожая, до объявления о раздаче денег пенсионерам и военнослужащим.

«Инфляция произошла в силу роста ожиданий, то есть за счет злоупотребления производителями монопольным положением на рынке. У нас вообще крайне монополизированная экономика, и закрывать глаза на это было простительно Гайдару, но не сегодняшним руководителям, которые должны были за 15 лет хоть чему-нибудь научиться», - заявил М.Делягин.

Засуха, по его словам, демонстрировалась летом всеми федеральными каналами, она наступила как в России, так и на Украине, и вдруг в конце лета последовали объявления о рекордном урожае.

«Или наши сельхозпроизводители научились работать крайне эффективно с применением таких высоких технологий, что могут вырастить пшеницу за месяц, или урожай просто завышен приписками, методология которых отработана еще в советские годы», - предположил М.Делягин.

Закупка зерна, полагает он, могла происходить в соседних областях, так как общая площадь убранного поля меньше, чем в прошлом году, а результаты неожиданно выше.

«Статистика вообще не показывает, что у нас был неурожай: во-первых, не хочется портить «картинку» перед выборами, во-вторых, в стране бурный экспорт – за 8 месяцев 2007 года по злаковым культурам он составил $1,4 млрд», - отметил М.Делягин.

10%-ная экспортная пошлина на пшеницу никого не сдерживает, считает он, и только пивовары смогли защитить свои интересы, повысив пошлину на ячмень. «Государство не желает бороться с монополизацией, но финансовое положение предприятий ухудшается», - констатировал М.Делягин.

Российский бизнес, по его мнению, длительное время занимался фальсификацией отчетности, выдавая расходы за инвестиции.

«Международные стандарты бухгалтерского учета позволяют делать такие фокусы: вы инвестируете в развитие, так как вы прибыльное хозяйство и имеете право на внешние займы, размещение акций для покрытия убытков», - объяснил экономист.

При таком способе сокрытия убытков они никуда не исчезают, а займов для их покрытия требуется всё больше. «Фактически мы имеем от убытков финансовый пузырь, который уже сдувается», - сказал М.Делягин.

«Банк по природе своей вообще не может оздоравливать предприятие, он просто затыкает своими средствами дыру, возникшую в обороте, но до поры до времени. Это значит, что кризис ликвидности, который пока почти никто на себе серьезно не ощущает, может повториться в большем масштабе», - пояснил М.Делягин. По его мнению, наши банки «ничем не лучше наших же предприятий: они тоже кормятся за счет иностранных займов, привыкли к ним».

У России большие сложности с внешним корпоративным долгом, составляющим 90% внешнего долга страны. Сегодня он измеряется $343 млрд, но долго так продолжаться не может. «85 процентов того, что мы предпочитаем называть инвестициями, является на самом деле кредитами», - отметил М.Делягин. «Но в конце 2007 года, как у нас уже принято, в четвертом квартале, когда надо наскоро залатать финансовые дыры, кредитов нашим предприятиям никто так просто уже не даст», - считает он.

Дополнительные расходы бюджета, 180 млрд рублей, к сожалению, будут потрачены на капитализацию Банка развития, который, в свою очередь, корреспондирует эти средства на три ведущих банка страны: Сбербанк уже получил $8 млрд и 60 млрд рублей, а Внешторгбанк, может быть, и большую сумму.

«Государство не может такими методами решить проблему плавного охлаждения «перегретой» экономики, оно вообще не видит складывающийся кризис. У нас для решения назревающих проблем недостаточно проработаны схемы взаимодействия ведомств», - полагает М.Делягин.

«Наши бизнесмены не глупы, но их убытки – это, в основном, взятки. Ни в одной финансовой отчетности не предусмотрена такая графа, поэтому они распределяют убытки по другим графам», - добавил он.

По его словам, если убрать из бюджета 580 млрд рублей, полученных от ЮКОСа, выяснится, что доходов, запланированных Минфином, недополучено на сумму в 100 млрд рублей, и это случилось впервые с 2000 года, то есть с начала президентства В.Путина. «Мы не выполнили бюджет по регулярным доходам», - отметил М.Делягин.

Для того чтобы скрыть этот факт, специалисты по бюджету применили несколько остроумных изобретений, например, резко увеличить расходы, но Минфин уже фактически признался в этом. Однако резкое увеличение госрасходов, по мнению М.Делягина, окажет эффект удара молотка по настроенному пианино: из 1,7 трлн рублей 640 млрд рублей предполагается отдать госкорпорациям, которые совершенно бесконтрольны.

«Иными словами, инфляция имеет шанс снова стать монетарной. Конечно, задабривать чиновников при существующей системе гораздо выгоднее, их поддержка – это поддержка ликвидности всей финансовой системы в целом, но есть же при отсутствии эффективных инструментов управления и более безопасные способы», – считает М.Делягин.

До выборов президента, то есть до конца июня 2008 года, ситуация, по его прогнозу, будет удерживаться, но после Россию ожидает зона неопределенности.

На вопрос ИА «Альянс Медиа», каковы были бы действия М.Делягина на посту министра финансов в свете зарождающихся госкорпораций, М.Делягин ответил, что в первую очередь он осуществил бы мониторинг проектов госкорпораций с участием экспертов Минфина и Счетной палаты, квалификация которых не столь высока, как надо, но всё-таки является некоторой гарантией от огульного воровства. После экспертизы, продолжил М.Делягин, наступил бы этап «жесточайшего контроля» за расходованием средств, который, по его словам, осуществить не так уж и сложно, как кажется.

На вопрос ИА «Альянс Медиа» об отношении М.Делягина к особым экономическим зонам, эксперт ответил, что, по его сведениям, даже в самых разрекламированных из них уровень бюрократизации непозволительно высок.

«Показателен тот факт, что к созданию программы по нанотехнологиям не привлечен ни один из тех, кто создавал аналогичную программу в 1985 году», - сказал М.Делягин.

На вопрос ИА «Альянс Медиа», стоит ли пересмотреть принципы государственной статистики, М.Делягин ответил, что «наша статистика умерла в середине 90-х гг., и мы до сих пор не создали статистическую систему, которая была бы выгодна предприятиям. Вместо одной отчетности, как на Западе, у нас три, причем независимых друг от друга». По мнению М.Делягина, мы «недоадаптировали западную статистику к своим нуждам и недоделали отечественную».

Альянс Медиа
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: