По мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, высказанному на недавнем заседании правительства РФ, "надо помочь сельхозпроизводителям провести своевременный яровой сев за счет пересева озимых. Мы ожидаем, что много озимого сева погибнет из-за чрезвычайно высоких морозов. Федеральному правительству и администрациям регионов нужно совместно помочь сельхозпроизводителям в марте-апреле провести сев. Потери, скорее всего, будут и в других отраслях сельского хозяйства. Ситуация очень сложная, и этой ситуацией нужно заниматься, по-моему, всем миром".
По данным заместителя губернатора Воронежской области Ивана Дубовского, "35 процентов озимых в области погибло и еще свыше 10 процентов клина находится в крайне ослабленном состоянии". Это объясняется не столько аномально холодной зимой, сколько значительным снежным покровом, который долгое время не сходил с полей. Затянувшаяся же весна и, как следствие, позднее возобновление вегетации "может стать причиной гибели посевов на 400 тысячах гектаров, что составляет 70 процентов озимых в области". Эти потери уже не восполнить яровым клином зерна, который должен быть засеян весной. В таких условиях, полагает И. Дубовский, решить проблему можно только крупной зерновой интервенцией.
С ним согласны эксперты-аграрники. По оценкам Минсельхоза и ВНИКИ РФ, государство ныне располагает запасами зерна в 2 миллиона тонн. По большинству аналитических оценок наверняка придется прибегнуть к крупным зерноинтервенциям, чтобы предотвращать его дефициты и резкое удорожание. Но для этого потребуется к августу-сентябрю минимум 6 - 7 миллионов тонн. Схожие решения наверняка потребуются и в животноводстве.
По данным исследований Росгидромета, климатические условия на территории России будут и впредь быстро меняться. Ожидаются, например, значительное понижение температуры в холодные сезоны года и увеличение их продолжительности почти на всей территории РФ. Удары погоды по экономике весьма болезненны. Ущерб только от половодий оценивается более чем в 6 миллиардов рублей ежегодно, а от нынешней рекордно морозной зимы - может достигнуть 10-12 миллиардов рублей. Это, в частности, "природное отмирание" в ряде регионов многих отраслей сельского хозяйства, рыбопромысла, кожевенно-меховой промышленности, лесных массивов, многих видов флоры и фауны.
Российские и иностранные эксперты прогнозируют на большей части российской территории, примерно 65 процентах, рост и ускорение испаряемости воды при резком снижении количества атмосферных осадков за теплый период года. Это, можно сказать, предтеча засух, почвенной эрозии и смежных явлений в основных аграрных регионах. По оценкам экспертов сельскохозяйственных исследовательских институтов, с учетом необратимых климатических изменений и при сохранении нынешних экстенсивных и экологических ущербных агротехнологий снижение средней урожайности сельскохозяйственного растениеводства в европейском регионе России на 8-10 процентов будет достигнуто уже к 2010 году и на 15-20 процентов - к 2025-2030 годам.
Еще одна проблема - максимальный уровень износа основных фондов в большинстве отраслей и жилищно-коммунальной сфере именно в северных регионах РФ. Оттаивание грунтов в районах вечной мерзлоты вследствие резкого потепления или "глубокое замораживание" грунта в прилегающих районах из-за резкого понижения зимне-весенних температур потребуют не только запредельных, но и срочных капиталовложений в сохранение именно жизнеспособности многих субъектов Федерации. Однако размеры таких работ, их сроки и график финансирования пока не определены.
Особенно негативные последствия климатических отклонений ожидают энергетику, поскольку главные энергодобывающие мощности и системы доставки энергосырья расположены в северных регионах РФ. Как считает Александр Бедрицкий, руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, "крайне осторожно нужно относиться к предложениям по международному количественному сокращению добычи высокоуглеродистого топлива во имя смягчения парникового эффекта. Большая часть России расположена в холодной климатической зоне. Поэтому требуются значительные затраты энергии для отопления, обеспечения проживания людей, нормальной экономической деятельности.
В недавнем интервью интернет-изданию "Погода и климат" заведующий лабораторией глобальных проблем энергетики Московского энергетического института профессор Владимир Клименко подчеркнул: "Я читал в Science (США), одном из самых авторитетных научных журналов мира, что по подсчетам российских ученых, 100 процентов домов в Якутске, Норильске и некоторых других северных городах разрушатся к 2030 году из-за деградации там вечной мерзлоты. Я уверен, что в России из-за климатических и, стало быть, геологических изменений трубопроводы будут рваться со страшной силой. Но есть другой пример: на Трансаляскинском трубопроводе через Канаду протяженностью более 1,5 тысячи километров используются новейшие технологии - прежде всего это сверхпрочные и адаптированные к конкретной географической среде "плавающие фундаменты" не только для трубопроводов, но и для домов, портов, для всего чего угодно. Точно так же как есть технологии строительства в зонах сейсмической опасности или деградации вечной мерзлоты. Они, естественно, дороже, зато у вас ничего не развалится".
Алексей Балиев