25 декабря 2025 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
«Павительство не считает аграрный сектор конкурентоспособным»
03.08.04


Комитет по аграрной политике Государственной думы этой весной всерьез заинтересовался будущим отечественного сельского хозяйства и взялся за разработку закона о его развитии. Проект уже неоднократно обсуждался чиновниками Минсельхоза и депутатами региональных собраний и будет вынесен на суд парламентариев уже в первой декаде августа. Тем не менее вопросы к законопроекту «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации» есть у участников АПК. О том, что смущает в проекте будущего закона российских производителей мяса птицы, корреспонденту ГАЗЕТЫ Николаю Никитину рассказал председатель совета директоров «Русской агропромышленной корпорации», член совета директоров холдинговой компании «Оптифуд» Иван Оболенцев.

'Закупки продуктов питания - бремя для платежного баланса страны'

- Как вы можете охарактеризовать положение, в котором находится российское сельское хозяйство?
- Ceгодня Россия может оказаться в уникальном положении страны, которая рассчитывает на perулирование хозяйственных процессов в агропромышленном комплексе исключительно пpи помощи рыночного механизма. Государство практически самоустранилось от perулирования импорта продовольственных товаров и обеспечения продовольственной безопасности страны. Защитой интересов национальных производителей фактически никто не занимается. Результат налицо – сельское хозяйство находится в непростом положении. Причина - конкуренция со стороны импортных товаров, которая в отдельные годы достигала критического уровня. Массовые закупки продуктов питания - тяжелое бремя для платежного баланса страны. На мой взгляд, средства, которые сейчас идут на оплату значительной части этого импорта, могли бы найти более рациональное применение, например для закупки высокотехнологичной продукции для российского АПК.

- Комитет по аграрной политике Госдумы в этом году занялся подготовкой закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации». Видели ли вы проект, который готовят депутаты?
- Да, законопроект я видел. И мне, безусловно, отрадно, что думцы и правительство все-таки обратили внимание на отечественный аграрный сектор. Правда, ходом подготовки проекта я серьезно обеспокоен. Сырой, недоработанный закон хотят вынести на рассмотрение чуть ли не в первой декаде августа. То, что сейчас вносится на рассмотрение в Госдуму, трудно назвать законом. В проекте не прописаны некоторые основные принципы и инструменты регулирования рынка. Я же считаю, что закон должен определять основные направления государственной политики в этом секторе экономики, а не быть простой сметой распределения государственных бюджетных средств по отдельным агропромышленным программам.

'Принимать закон без учета мнений производителей и инвесторов – контрпродуктивно'

- На какой закон сельское хозяйство опирается сегодня?
- По сути до сих пор сельское хозяйство работает по правовым нормам, закрепленным в безнадежно устаревшем законе «О государственном регулировании агропромышленного комплекса» 1997 года, а также по отдельным постановлениям правительства. Закон 1997 года, возможно, соответствовал сложившимся на тот период экономическим условиям, но в настоящий момент он не отвечает насущным задачам и потребностям агропромышленного комплекса.

Настораживает и то обстоятельство, что в разработанной Госдумой новой редакции законопроекта «О развитии сельского хозяйства» статья о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в сфере АПК отсутствует. Я просто не представляю, как сможет нормально развиваться отечественное сельское хозяйство без оперативного реагирования государства на изменения конъюнктуры на мировых рынках, эпизоотической обстановки, внешнеторговой политики стран-партнеров и деятельности международных экономических организаций. В то время, когда принимался действующий сельскохозяйственный закон, значение этих факторов не было определяющим, тогда как сейчас, особенно на фоне переговоров о присоединении России к ВТО, их значение резко возросло. На сегодняшний день фактор государственной внешнеэкономической политики в сфере АПК выходит на передний план.

Механизмы государственного внешнеэкономического регулирования аграрного сектора должны быть четко сформулированы в специальной статье закона.

В будущем на основании нового закона должна быть разработана и утверждена долгосрочная – до 20 лет – национальная концепция развития АПК, а также конкретные отраслевые программы. Для этого новый закон должен обладать современным инструментарием регулирования внешнеэкономической деятельности в АПК. На мой взгляд, принимать закон без учета мнений производителей и инвесторов – контрпродуктивно. Статьи закона о государственном регулировании в АПК должны четко корреспондироваться со статьями других законов и иных нормативных актов, регулирующих принципы внешнеэкономической деятельности в России.

'В птицеводстве необходимо инвестировать до 1 миллиона долларов на каждую тысячу тонн готовой продукции в год'

- Есть ли необходимость в том, чтобы в законотворчество включались производители?
- Наша корпорация - один из хозяйствующих субъектов и значительный инвестор, и нам далеко не безразлично, что происходит в отрасли. Инвестиции в сельское хозяйство - «деньги длинные». Вывод отдельных инвестиционных программ на проектную мощность может занять от 5 до 15 лет. Однако государственная политика поддержки инвестиций, в том числе в АПК, пока не отработана, что делает инвестиционную привлекательность отрасли весьма относительной. К примеру, в птицеводстве необходимо инвестировать до 1 миллиона долларов в создание производственных мощностей на каждую тысячу тонн готовой продукции в год.

В этой связи анализ конъюнктуры и оперативное реагирование на ситуацию на внутреннем рынке и рынках основных государств-поставщиков сельхозпродукции в Россию стал одной из основных задач для госорганов. Российские инвесторы и участники рынка ждут от правительства в лице Минэкономразвития и Минсельхоза той же оперативности, прозрачности и четкости действий, которую демонстрируют их коллеги, например из Евросоюза. Ведь проблемы, стоящие перед сельхозпроизводителями и инвесторами всех стран, весьма схожи.

'Американские компании-экспортеры начнут формировать цены на товары в собственных интересах'

- Действительно ли так необходимо мнение производителей, инвесторов и участников при формировании позиции российских переговорщиков по присоединению к ВТО?
- Да. Более того, недавно представитель нашей компании был включен в рабочую группу РСПП, разрабатывающую рекомендации по вопросам присоединения России к ВТО.

Пока же у участников рынка создается впечатление, что российское правительство не считает аграрный сектор конкурентоспособным и использует его в отдельных случаях в отличие от тяжелых и сырьевых отраслей промышленности как разменную монету на переговорах по присоединению нашей страны к ВТО.

К примеру, по имеющейся у нас достоверной информации, за кулисами этих переговоров весьма активно обсуждается идея и уже подготовлены проекты документов, предоставляющие американцам право самим распределять среди своих компаний квоту на экспорт в Россию. Получив такие твердые гарантии сбыта своей сельхозпродукции на российском рынке, американские компании-экспортеры, часть из которых являются крупнейшими в мире производителями, откроют свои собственные торговые представительства в России – некоторые из них уже представлены в России – и, возможно, начнут формировать оптовые и розничные цены на продовольственные товары в собственных интересах.

Реализация таких планов наших торговых партнеров в лице США была бы невозможной без предварительной договоренности с российским Минэкономразвития. В этой связи я еще раз хочу обратить внимание правительства на то, что защита национальных интересов отечественных сельхозпроизводителей и обеспечение продовольственной безопасности страны являются важными приоритетами их деятельности, какие бы политические задачи перед ними ни стояли.

- К чему может привести ослабление государственной политики в сельском хозяйстве?
- Российское сельское хозяйство просто нуждается в усилении государственного регулирования. Его слабость сказывается и на смежных отраслях, и в конечном счете на потребителях сельхозпродукции, а ведь это – все население страны. Особенно нестабилен зерновой рынок, от которого во много зависит функционирование всего животноводческого комплекса страны. В себестоимости производства мяса около 70% приходится на корма. Показательными в этом отношении были прошлый и текущий годы, когда стоимость кормов для предприятий, основой которых является фуражное зерно, выросла в разы. Это привело к резкому росту цен на конечную продукцию и ослабило стимулы для инвестиций в отрасль, а в итоге пострадал потребитель, на которого эта отрасль в конечном счете должна работать.

- Вы собираетесь в одиночку убеждать власти прислушаться к вашим рекомендациям?
- Я буду действовать от своего лица и от лица нашей корпорации. Кроме того, три года назад операторы рынка мяса птицы организовали собственную ассоциацию, войдя в которую мы уже перестали быть конкурентами, а стали партнерами. Вносить конкретные предложения и поправки к готовящимся правовым актам мы будем уже через нее и представителей сельхозпроизводителей в Государственной думе. Моя позиция известна многим российским производственным и торговым компаниям. Разделяют ее и в правительстве, и в основных производящих сельхозпродукцию регионах.

'Квотирование было оправданной мерой'

- Помогают ли квоты на импортное мясо поднять производство?
- Введение квот было вынужденной мерой. В условиях дисбаланса на рынке оно позволило защитить российскую мясную отрасль от недобросовестной конкуренции дешевого импорта. Отказ от защиты внутреннего рынка в тот период неминуемо привел бы к новому спаду в отрасли и потери темпа инвестиций. Таким образом, квотирование было оправданной мерой, но, к сожалению, недостаточной. Уже в этом году российский производитель не ощущает преференций, которые были ему предоставлены на момент введения квот в марте 2003 года. В результате степень зависимости страны от импорта ослабляется недопустимо медленно. При этом прирост национального производства сельхозпродукции неминуемо потеряет темп.

Отсутствие последовательности, прозрачности и сумбурность в принятии решений чиновниками Минэкономразвития, а также недостатки мониторинга мировых рынков, в том числе по ветеринарной обстановке, стали одним из факторов, способствовавших росту цен на импортное мясо в текущем году. При этом повышение цен на фуражное зерно и комбикорма еще более усугубили ситуацию.

- Имеет ли смысл вводить гибкую импортную квоту вместо фиксированной страновой?
- Безусловно, в этом есть смысл. Размер импортной квоты следовало бы рассчитывать исходя из трех критериев, все из которых являются переменными величинами. Это размер внутреннего потребления, объемы национального производства и импорта, размеры которого целесообразно рассчитывать как разницу между потреблением и собственным производством. Тем самым можно избежать ситуаций, связанных с затовариванием рынка или, напротив, с возникновением временного дефицита мяса на внутреннем рынке.

Со страновой квотой вообще связано множество необъяснимых и конфликтных ситуаций. Так, при распределении квоты на текущий год отдельная квота выделена Парагваю, пообещавшему нашей стране поддержку в вопросах присоединения к ВТО. Парагвай мясо птицы в заметных объемах к нам не завозил. Да и эпизоотическая и санитарная обстановка в некоторых странах Латинской Америки, строго говоря, слабо прогнозируема и на сегодняшний день неблагоприятна.

По моему мнению, обоснованность страновых квот можно вообще поставить под вопрос. При распределении квоты между государствами-поставщиками были приняты во внимание сложившиеся в 2000-2002 годах искаженные пропорции импорта. За основу принимались данные ГТК, не учитывавшие объемы нелегального завоза в страну мясной продукции до момента установления таможенными органами Российской Федерации обоснованной и приемлемой для участников рынка ставки таможенной пошлины.

В результате рассчитанная таким образом доля Бразилии, например, составляет менее 6,5% всего импорта. Бразильские компании, экспорт продукции которых до введения квоты постоянно увеличивался, были по меньшей мере неприятно удивлены этим решением, а правительство этой страны ужесточило свою позицию в переговорах с нашей страной по военно-техническому сотрудничеству. Думаю, этим они не ограничатся. В ходе нового раунда переговоров по ВТО в Женеве бразильцы еще раз заострили внимание на вопросе о допущенной несправедливости при расчете мясных квот.

'Отказываться от импорта мяса пока рано' - Когда, по вашим прогнозам, Россия сможет отказаться от завоза мяса?
- Судя по тому, в каком состоянии находился российский агропромышленный комплекс вплоть до конца 1990-х годов, это произойдет не раньше чем через 10-12 лет при условии сохранения нынешних, довольно высоких, темпов роста. Так что отказываться от импорта мяса пока рано. Не надо переводить эту чисто экономическую проблему в политическую плоскость и делать безответственные заявления. Необходимо отдавать себе отчет в том, что реальность на сегодняшний день такова, что собственными усилиями мы можем обеспечить потребности страны меньше чем наполовину. Наша задача – это не только сохранение и увеличение темпов роста производства сельхозпродукции, но и обеспечение потребностей всего рынка качественной продукцией на приемлемом ценовом уровне. Отправной точкой для развития собственного производства мы выбрали Ростовскую область. 'Русская агропромышленная корпорация' через принадлежащие ей производственные компании инвестирует в ростовский птицеводческий комплекс свыше 20 миллионов долларов и рассчитывает довести годовой объем производства до 30 тысяч тонн уже к концу 2005 года. Комплекс оснащен самым современным оборудованием, произведенным в Нидерландах и Германии. В октябре текущего года предстоит запустить один из самых крупных и современно оснащенных в России цехов по убою и переработке птицы. Созданы новые рабочие места, и на сегодняшний день в штате комплекса трудятся более 400 человек.

Наш комплекс - крупный потребитель продукции ростовских сельхозпроизводителей. Это и комбикорма, и племенной материал, и многое другое. К реализации инвестиционной программы привлечены региональные коммерческие банки, местные НИИ и проектные организации. Таким образом, развивая наше производство, мы способствуем развитию сопряженных с нашим бизнесом отраслей в Ростовской области.

Посещение нашего агрокомплекса входило в программу визита в Ростовскую область делегации Минсельхоза, которую возглавлял министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Уровень организации производства и его техническая оснащенность получили высокую оценку.

Мы намерены и в дальнейшем расширять производство и, что особенно важно, вкладывать средства в новые профильные активы, поскольку считаем, что это направление – одно из самых динамичных и инвестиционно привлекательных.

- Занимаетесь ли вы производством охлажденных продуктов?
- Мы собираемся осваивать это производство. Проблема в спросе. Конечный покупатель этой продукции – те слои населения, у которых есть возможность покупать «охлажденку». А это в основном Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие крупные города России. По мере роста покупательской способности населения потребление этого товара в регионах, безусловно, будет расширяться.

Уже сейчас мы расширяем ассортимент. После ввода новых мощностей по переработке мы рассчитываем нарастить производство полуфабрикатов и продуктов быстрого приготовления, не только пользующихся устойчивым спросом населения, но прежде всего качественных и экологически чистых.

- А гдe вы берете оборотные средства?
- Мы инвестируем собственную прибыль, привлекаем кредиты российских и западных банков.

- Что, на ваш взгляд, тормозит развитие отрасли на данном этапе?
- Тормозит отсутствие внятной государственной агропромышленной политики. Мы поддерживаем позицию Минсельхоза и комитета по аграрным вопросам Госдумы в их стремлении разработать и принять работоспособный закон «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации». Считаем, что на базе этого закона можно будет утвердить долгосрочную национальную концепцию развития сельского хозяйства Российской Федерации. В этой связи хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной властей с представителями отраслевых ассоциаций и союзов, представляющих интересы хозяйствующих субъектов в АПК России.

Иван Оболенцев возглавляет холдинг «Русская агропромышленная корпорация». В состав корпорации входит группа компаний «Оптифуд» - разветвленная структура, включающая производственную и торговую компании, а также филиалы в российских регионах. Производственная компания «Оптифуд» занимается производством и переработкой мяса домашней птицы. Реализацией на оптовом и розничном рынках России продукции занимаются торговые компании «Оптифуд» в составе агрохолдинга. «Оптифуд» устойчиво входит в тройку лидеров российского рынка замороженных мясных продуктов. Холдинговая компания «Оптифуд» была одним из инициаторов создания Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы.

Газета

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: