Идея создания субсидированных кредитов, по словам начальника управления по связям с общественностью "Россельхозбанка" Андрея Черепанова (банк занимается кредитованием АПК), появилась в Минсельхозе три года назад. "Сначала думали – может быть, стоит выделять дотации, но потом решили остановиться именно на субсидировании процентной ставки, – говорит Андрей Черепанов. – В 2001 году появилась схема субсидирования краткосрочных кредитов. Большинство банков отнеслись к ней довольно скептически, правда, потом в ней приняло участие более 200 банков и по этой программе в 2002 году было выдано на село более 18 млрд рублей кредитов". Суть программы краткосрочного субсидирования процентной ставки сводится к следующему (данная программа существует и сейчас, на нее, по словам Андрея Черепанова, выделено в этом году бюджетных денег около 750 млн рублей): Минсельхоз распределяет по регионам примерные суммы субсидий и определяет основные направления, под которые можно получить субсидированный кредит. Например, взять дотированный государством заем под покупку семян, ГСМ или удобрений сельхозпроизводитель имеет право, а вот купить за такой кредит элитный скот – нет. "Процедура получения первого кредита для сельхозпроизводителя достаточно трудоемкая, – говорит Андрей Черепанов, – ему необходимо сначала прийти в банк, договориться о возможности получения такого кредита, затем собрать все необходимые документы, отнести их в местный Минсельхоз, тот направляет его на согласование в федеральное министерство, которое в свою очередь перешлет папку в казначейство, и лишь оно уже будет субсидировать выданный банком кредит".
Помимо чисто бюрократических препон, есть и другие проблемы с получением подобных кредитов. Дело в том, что банк выдает кредит, согласуясь с установленным Минфином отчетным годом, то есть с января по январь, тогда как "отчетный" год на селе измеряется совсем другими рамками – с марта по март. "Это связано с посевными и уборочными работами, – говорит Андрей Черепанов. – В прошлом году получилось так, что, когда пришло время отдавать кредит в декабре, сельхозпроизводителям пришлось в срочном порядке продавать зерно по бросовым ценам. В итоге проиграли и фермерские хозяйства, и государство, нажились только зерновые трейдеры, которые потом в феврале, когда цена на зерно значительно возросла, продали его по выгодным ставкам".
В этом году, помимо нецелевой программы субсидирования процентной ставки по краткосрочным кредитам, правительство решило частично профинансировать агропромышленным предприятиям и среднесрочные (до 5 лет) займы. "В рамках бюджета на этот год существуют две целевые программы, – сказал RBC daily президент Зернового союза Аркадий Злочевский. –Первая – в 130 млн рублей, это субсидирование развития портовой инфраструктуры, строительство элеваторов. Это поможет агропромышленным комплексам избежать кризиса перепроизводства, как это было в прошлом году, когда цены на зерно из-за высокого урожая и низкой пропускной способности портов резко упали". На вторую часть программы, по словам Аркадия Злочевского, в бюджете выделено 600 млн рублей, рассчитана она на развитие птицеводческих фабрик. "В связи с вводом квот на мясо нам необходимо развивать свои птицеводческие хозяйства, – говорит Аркадий Злочевский, – кроме того, это обеспечит внутренний спрос на фуражное зерно, а значит, и нормальную его цену и прибыль для наших фабрик. Ведь в последние годы потребление фуражного зерна у нас в России по сравнению с советскими годами упало с 75 млн тонн в год до 35 млн тонн".
Схема работы новой программы субсидирования похожа на схему по краткосрочным кредитам. Минсельхоз, согласно с утвержденным объемом субсидий в бюджете, распределяет их пропорционально по всем регионам (например, львиная доля достается тем регионам, где хорошо развит АПК – Краснодарскому, Ростовскому и Ставропольскому краям). "Это не прямое субсидирование, – сказала RBC daily сотрудник отдела регулирования кредитных отношений Минсельхоза РФ, – мы лишь распределяем примерные объемы субсидий, а затем местные банки договариваются с агропромышленными предприятиями, которые хотят получить заем. Согласовывают все это с местными властями. Затем банки выдают заемщику кредит под льготную ставку на пять лет, а затем, по мере погашения кредита, мы выплачиваем банку недостающую сумму". То есть банки выдают сельхозпроизводителю кредит под коммерческие проценты, но для сельхозпроизводителя кредит стоит дешевле – 7-8%, остальное банку доплачивает государство по программе субсидирования.
Схема, казалось бы, хорошая, даже несмотря на трудоемкость процедуры получения кредита и на то, что нынешние среднесрочные деньги, видимо, получить удастся только крупным агрохолдингам и птицефабрикам. "Ведь среднесрочные кредиты "потянуть" могут лишь довольно крупные предприятия, либо те, которые входят в состав холдинга или комплекса, – говорит Аркадий Злочевский, – риски по таким кредитам гораздо выше, а значит, банки будут тщательнее проверять имущество и финансовое состояние заемщика и величина залога также поднимется". Дополнительная сложность при получении среднесрочных кредитов по программе бюджетного субсидирования, которая, по словам Андрея Черепанова, сильно смущает сейчас сельхозпроизводителей, – это нестабильное экономическое положение и возможность при смене правительства лишиться программы субсидирования процентных ставок и остаться "на бобах". "Ведь среднесрочный кредит выдается на пять лет, а значит, и возмещение из бюджета приходит параллельно с погашением процентов заемщиками, – говорит Андрей Черепанов, – проблема в том, что если в этом году в бюджете были заложены деньги на данную программу, никто не может дать гарантии, что в следующем году ситуация кардинально не изменится. Особенно сильно беспокоят заемщиков грядущие выборы и возможность прихода другого правительства. Ведь вполне может случиться так, что новое руководство Минсельхоза не захочет продолжать финансировать программу субсидирования и льготный кредит автоматически превратится для заемщика в коммерческий".
Наталья Бендина
a href=http://www.rbc.ru class=txt>РБК