19 апреля 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Молочная отрасль обречена на интенсивное развитие

05.08.04


По данным Госкомстата и МСХ РФ потребление молочных продуктов на душу населения в настоящее время составляет 230 кг, что на 23 меньше потребительской нормы. По оценкам медиков нормы потребления молочной продукции должны быть не менее 400 килограмм на человека.

За комментариями по ситуации в молочной промышленности Зерно Он-Лайн обратилось к исполнительному директору Молочного Союза России Владимиру Лабинову.

- Последние годы, судя по опубликованным цифрам, потребление молочной продукции в РФ снизилось. При этом на рынок постоянно выходят новые молочные продукты. Как связаны снижение потребления и новые предложения? Это поиск нового продукта?

- Все на поверхности. А банальные ситуации, как известно, разрешаются тяжело. В первую очередь – это низкие доходы населения. С одной стороны, пока в отрасль не придут средства от потребителей нельзя говорить о повышении производительности. С другой стороны, каким образом эти средства придут, когда их мало? Ведь, если денег мало, то и расставаться с ними тяжелей. Поэтому производители конечного продукта вынуждены проводить соответствующую маркетинговую политику. И хотя, потребление новых продуктов, в том числе питьевого йогурта, действительно набирает обороты, никакие новинки, предлагаемые переработчиками, не заменят основных продуктов. Сейчас самую значительную долю в ассортименте составляют кефир и молоко, - они на первом месте по продажам.

Даже если люди с достатком будут питаться одними молочными деликатесами – это будет каплей в море необходимого оборота. Основную прибыль заводов должно составлять, и составляет население, у которого совершенно низкие доходы. Пока этап обильного питания не будет достигнут, сбалансированные продукты не решат проблем отрасли. Розничные сети заметили – как только государство набавляет пенсионерам 100 рублей, эти средства оказываются в отрасли. Но и это всего лишь вторая капля. Потока средств нет и инвестировать в полной мере не получится. Частный инвестор хочет знать сроки возврата. А если прибыль, неизвестно за какими горами… Ведь, посмотрите – гигант «Нестле» не имеет в России ни одного молокоперерабатывающего предприятия.

- Можно догадаться, что это не весь спектр проблемы. Что-то связано с производителями молока?

- Естественно, завод не качает молоко из скважины. Молочное животноводство страдает за все наши пересмотры взглядов и переделы устоев. В животноводстве ситуация аналогична с общим положением дел в стране – есть развитые предприятия, на которых работают первоклассные специалисты, с отличными фермами, современным доильным и холодильным оборудованием, породистым стадом, есть хозяйства населения и сельхозпредприятия.

Крупные заводы-переработчики могут позволить себе инвестировать средства в молочное животноводство. Но эти предприятия-производители, составляют весьма небольшую часть необходимого для переработки молока. Личные же хозяйства населения в основном удовлетворяют ту часть потребителей, которая живет ближе к ним. И это очень большой процент – он составляет почти половину от нормы потребления по России. Но основными поставщиками молока являются сельхозпредприятия и там как раз положение наихудшее. Понятно, что если плохо живешь, то и молоко будет таким же. Животные содержатся в неприемлемых условиях. Здесь в большой степени сказывается наследие плановой экономики. Именно тут она пересекается с рыночными реалиями. В подобном перехлесте не заинтересованы ни переработчики, ни население.

- Такое пересечение является острой темой для отрасли, мешает ли конкретная государственная служба, или это обыкновенная ситуация в общей экономике России?

- Предполагаю, что некоторую ревность кто-нибудь испытает. Но это далеко не та острота, как в экспортных отраслях. Представьте себе экспорт редиски или укропа. Питьевое молоко не тот продукт, который имеет высокую рентабельность и зависит от природных условий. Все страны обеспечивают себя сами. Людям необходимо молоко и продаются только излишки. У нас до излишков еще далеко, потому что производительность труда не высокая. Ее необходимо удвоить и чем раньше, тем лучше.

Основным в канве не решенных вопросов, является сам подход к проблеме. Между переработчиками и производителями молока существует дистанция, которую с трудом заполняет государство с его прочими проблемами – первые декларируют рынок, вторые поставляет необходимое количество сырья, а государство на это сырье регулирует цены.

Раньше развитие отрасли молочного животноводства шло по экстенсивному пути развития – увеличивали поголовье, тогда как рыночная экономика, требует интенсивных решений – минимальными затратами достигать больших результатов. То есть корова, как полицикличное животное, может давать приплод круглый год – тем самым переработчик меньше зависит от сезонности (разница в цене на сдаваемое молоко колеблется до 100%).

Плановая экономика отрасли была построена в большой степени на весеннем отеле. Сейчас, чтобы рожать телят зимой, для стада необходимы соответствующие помещения и питание. На это нужны средства. А где их возьмет сельхозпредприятие, когда завод не может по достаточно высокой цене оплатить молоко низкого качества.

С другой стороны, если коровы и дают хорошее молоко, за которое естественно платят больше, то доильное и холодильное оборудование большинства региональных предприятий не позволяет им вести качественной переработки. И здесь лежит не проблема уже, а целый конфликт. Госплан раньше разводил стороны по углам, определяя средства на содержание стада, закупочные цены, и устанавливая цену реализации (помните 16 коп.), после чего государство само реализовывало молокопродукцию, компенсируя убытки из других отраслей – это были задачи государственного распределения.

Одна часть этой системы работает и сейчас, а другая - нет. Забота о стаде перелегла на плечи производителей, в тот момент, когда и заработать на молоке было невозможно, и перестроиться не на что. В такой же ситуации и заводы - теперь, когда о реализации продукции беспокоиться некому, они с каждой возможностью стремится снизить расходы. И поскольку сырье в любой молочной продукции составляет основную долю, то это и есть цена на принимаемое молоко.

С одной стороны - трагическая ситуация, когда завод рубит сук, на котором сидит. С другой стороны, перерабатывающий завод берет на себя огромную ответственность за качество продукции перед населением, которое ему доверяет. Невозможно дать одинаковую цену на сырье, требующее огромных затрат при переработке, сортировке, дезинфекции из-за низкого качества от одного производителя, и молоко, отвечающее мировым стандартам, которое сдает другой отечественный производитель. Полно случаев, когда завод отказывается принимать некачественное сырье, дальнейшую судьбу которого проследить сложно.

Но поднять отпускные цены на молоко переработчик не может – потребление молока так упадет, что никакими йогуртами промышленность не разовьешь. Да что там промышленность – людей не поднимешь. Пока ситуация не перемениться, в страну будет поступать импорт. Кстати, импорт сухого молока в Россию за последний год увеличился почти вдвое в сравнении с 2001 годом.

- Какой-то порочный круг получается. Есть некое рациональное решение?

- В экономике безвыходных положений не бывает. Правда, требуются большие моральные, интеллектуальные и физические нагрузки. Молочный союз как раз и организован для разрешения проблем. Ведется работа с производителями, разъясняем, стараемся создать обстановку, которая позволит привлечь инвестиции. По большому счету, на сегодняшний день поголовья в стране достаточно. Другое дело инфраструктура. Ее надо модернизировать и восстанавливать. Только тогда есть смысл улучшать породу поголовья.

Хотя, конечно, необходим комплекс мер по стабилизации. Оборудование основной массы молочных заводов оставляет желать лучшего. Практически с 70-х годов не проводилось переоснащение холодильников, цистерн. Но сейчас в этой сфере заметно активизировались предпринимательские ресурсы. А поскольку рынок не насыщен, есть конъюнктура - Молочный Союз поддерживает такие начинания.

У нас под боком, я имею в виду азиатскую часть России, интенсивно повышается население прилегающих государств. Для международной торговли это потенциальный рынок. Естественно, никто не упустит этой возможности. Так, что в этом заинтересованы все без исключения. Это и рабочие места, и поступления в бюджеты, следовательно, рост экономического уровня. С какой стороны отрасли (от переработчков или производителей) инициатива пойдет быстрее, не столь важно – одно идет к другому. Но в чем у меня совершенно нет сомнений, так в том, что произойдет это не только при нашей жизни, но вообще в обозреваемые годы.

-Как влияет на молочную отрасль зерновой сектор. Дефициты зерна, рост цен сказываются на производстве молока?

- Конечно. Но считаю, что тут как раз наименьшая зависимость. Молочное стадо остро нуждается в силосе, травах, зеленом корме, а это агротехнологии, оборудование, инфраструктура. Качество и надои молока более зависят от этих факторов в отличие от мясного животноводства, где комбикорм составляет до 70% себестоимости. Мясное стадо, конечно, тоже необходимо кормить, но бык свое дело сделает и в полуголодном состоянии. А, учитывая возможности искусственного осеменения, зависимость от зерна все-таки снижается. Главное, чтобы корова телилась в хороших условиях, желательно под музыку, и питалась сочным кормом. Вот именно тогда появляется много качественного молока, из которого как раз лучше всего производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не только молоко.

Зерно Он-Лайн

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: