5 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Морской экспорт зерновых снизился вдвое: кто на этом зарабатывает
23.08.25


Низкие цены на зерно и высокие издержки ударили по портовому бизнесу — объем перевалки в первом полугодии 2025-го рухнул вдвое. Кто главный на этом рынке и почему некоторые игроки продолжают инвестировать в расширение мощностей, разбирался Forbes

Экспорт зерна сокращается: в январе — мае 2025 года через российские порты прошло всего 16 млн т зерновых, что более чем в половину меньше, чем за тот же период 2024-го, говорит управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов.

Согласно данным Минсельхоза, в сезоне-2024/2025 экспорт зерна составил 53 млн т (в сезоне-2023/2024 вывезли более 70 млн т зерна, что стало рекордом). Суммарная техническая емкость зерновых терминалов после последних вводов в строй новых проектов оценивается в 85 млн т в год — с нынешним экспортом это избыточно, отмечает Краснов. «Терминалы и не могут быть загружены на 100% из-за ряда эксплуатационных рисков: погодные условия, сезонность, логистические задержки, техническое обслуживание», — уточняет партнер «Яков и Партнеры» Дмитрий Васюков. 

Основными направлениями для экспорта зерновых из России остаются страны Ближнего Востока и Северной Африки, говорит Васюков.

Отгрузки зерна из России

Топ-20 терминалов в каждом сезоне

Терминал Собственник Объем, т Динамика, %
    2023/2024 2024/2025  
КСК (Новороссийск) ГК «Дело» 9 154 675 539,00 7 261 580 127,00 -20,7
Новороссийский зерновой терминал (Новороссийск) «Деметра-Холдинг» 7 033 332 035,00 5 759 990 355,00 -22,11
Новороссийский комбинат хлебопродуктов (Новороссийск) ОЗК 8 358 059 639,00 5 655 111,00 -32,3
Зерновой терминальный комплекс Тамань (Тамань) «Деметра-Холдинг» 5 381 865 829,00 3 004 528 960,00 -44,2
Экспорт по железной дороге   4 790 476 864,00 не вошел в топ-20  
«Родные поля» / бывший ТД РИФ (Азов) Госимущество 3 379 815 286,00 не вошел в топ-20  
Астон (Ростов-на-Дону) УК «Астон» 2 477 911 257,00 2 195 448 059,00 -11,4
Туапсинский морской торговый порт (Туапсе) Группа ППК 2 526 957 619,00 1 281 721 490,00 -49,3
Азово-донской зерновой терминал (Азов) УК «Астон» 1438871,83 1257044,82 -12,6
Высоцкий (Высоцк) Светлана Полякова 1 051 994 208,00 1 040 383 684,00 -1,1
Эльдако (Ростов-на-Дону) Константин Леонов 1 128 208 778,00 837 164 138,00 -24
Ростовский морской мультимодальный порт (Ростов-на-Дону) АО «КП Капитал» 1 128 208 778 768 406 647,00 -31,9
Морской грузовой терминал Империал (Ростов-на-Дону) «Кем-Влад Петролеум» не вошел в топ-20 758 860 973,00  
Ростовский КХП (Ростов-на-Дону) «УК ЗЕРНОВОЙ ЭКСПОРТ» 791 284 533,00 688 387 317,00 -13
Прочие (Новороссийск)   1 046 999 356,00 549 282 213,00 -47,5
Ростовский зерновой терминал (Ростов-на-Дону) «РТЗ холдинг» 717795,41 463 989 694,00 -35,4
Тольяттинский речной порт (Тольятти) нет данных не вошел в топ-20 426 397 329,00  
Темрюкский судоремонтный завод (Таганрог) Светлана Малахова 844 820 573,00 412 579 386,00 -51,2
Юг-Терминал (Астрахань) Георгий Пащенко 663973,05 не вошел в топ-20  
Агропорт Устье Дона (Азов) «Русэлко» 632 113 981,00 397 412 222,00 -37,1
Азовский зерновой терминал (Азов) «Олам Глобал Анри ПТЕ. ЛТД» не вошел в топ-20 371 223 284,00  
Новороссийский морской торговый порт (Новороссийск) ПАО «Транснефть» не вошел в топ-20 370 287 549,00  
Внешторгпорт (Ростов-на-Дону) Денис Рыбников 576 364 003,00 366 850 217,00 -36,4
Ейский морской порт (Ейск) Александр Белов 586 433 706,00 не вошел в топ-20  
Всего   53 684 841,365 33 866 649,463 -36,9

Источники: logisticos.org, audit-it.ru, rusprofile.ru

Почему снижается перевалка

Мировые цены на зерно остаются низкими: например, на 14 августа сентябрьские фьючерсы твердой озимой пшеницы KCBT в Канзас-Сити составляют $185,28 за т, годом ранее было $203,74 за т (-9,1%). 

«Основные «причины [падения объема перевалки] — низкая маржинальность экспорта и высокий курс рубля», — комментирует Краснов. — Сокращение российского присутствия в качестве ключевого поставщика пшеницы, утрата позиций и потеря ряда рынков, произошедшие в 2025 году, будут иметь долгосрочные последствия для российского производства и экспорта зерновых».

«В ушедшем сезоне маржа экспортеров просела из-за высокой конкуренции за относительно компактный, как мы его назвали, урожай», — считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Работать с нулевой или отрицательной маржой экспортеры второй сезон подряд не будут, да и не смогут, уверен эксперт.

Крупнейшие воротилы перевалочного бизнеса — в фотогалерее Forbes.

«Деметра-Холдинг»

«Деметра-Холдинг» создавался в 2018 году структурами ВТБ, позже банк продал свою долю, а в число акционеров вошла компания Southern Sea Investment LLC, бенефициаром которой является государственный инвестфонд Омана. Владельцы остальных 55% «Деметра-холдинга» официально не известны, однако в СМИ упоминались компании АО «Агронова» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова. Выручка ООО «Деметра-Трейдинг» в 2024 году выросла почти на 40%, до 281 млрд рублей, если верить «СПАРК-Интерфакс». 

«В сезоне-2024/2025 загрузка доступных перевалочных мощностей терминалов для зерна по России не превысила 70%, однако в ряде российских терминалов показатель загрузки традиционно близок к предельным. Это справедливо для глубоководных портов Новороссийска, где загрузка трех основных терминалов в пиковые периоды достигает 90-96%, — комментирует Васюков. — До 2030 года там запланированы программы модернизации и расширения мощностей как перевалки, так и единовременного хранения». Например, рассказывает Васюков, «Деметра‑Холдинг» планирует возведение третьей очереди терминала НЗТ к 2029 году.

«На НЗТ запланировано строительство силосного парка и автоприема, нового железнодорожного приема, пристани с двумя причалами и объектов для хранения и транспортировки растительных масел. По итогам модернизации к 2029 году производственные мощности терминала по перевалке аграрных грузов вырастут с 6,5 млн до 13 млн т», — рассказал Forbes представитель «Деметра-Холдинга». А на зерновом терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ), по его информации, запланировано дноуглубление, реконструкция причалов, усиление эстакады, строительство новой галереи. В Тамани, помимо комплексной модернизации терминала, холдинг реализует глобальный проект по строительству железнодорожной инфраструктуры общего пользования от станции Тамань-Пассажирская до морских терминалов по перевалке продукции АПК. Инвестиционные проекты увеличат годовую перевалку зерна на терминале с нынешних 5,5 млн до 8 млн т в год.

В некоторых случаях объем фактической перевалки больше проектных мощностей терминалов, это нормально, уверили собеседники Forbes: пропускную мощность можно увеличить за счет разных усовершенствований. 

ГК «Дело»

50% акций группы компаний «Дело» принадлежат основателю компании Сергею Шишкарёву, 49% – Госкорпорации «Росатом», 1% – ООО «Р-Альянс».

Объединенная зерновая компания (ОЗК)

Контрольный пакет акций ОЗК принадлежит государству, 50% минус одна акция — «Деметра-Холдингу». 

НКХП реализует программу модернизации с планами расширить объемы отгрузки зерна до 13,1 млн т в год. «При реализации заявленных амбиций общие доступные мощности могут вырасти на 10‑12 млн т в год», — отмечает Васюков.

Группа ППК («Первая портовая компания»)

Учредителем ППК является принадлежащее миллиардеру Владимиру Лисину ООО «РУМЕЛКО». В группу входит в том числе порт «Санкт-Петербург», в компании работают 4100 сотрудников, а длина обслуживаемых причалов превышает 10 км. 

«МЗК Экспорт»

«МЗК Экспорт» — российская «дочка» канадского зернотрейдера Viterra, ранее известная как «Витерра Рус». Сейчас компанию контролирует юридическое лицо ООО «Управление агробизнесом», основанное управляющим директором «МЗК Экспорт» Николаем Демьяновым (его доля — 35%).

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: