19 апреля 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Москва не подавится

18.08.04


Несмотря на то, что за последние годы правительством Москвы был принят целый ряд постановлений о снятии любых ограничений на пути отечественной сельхозпродукции на столичный рынок, в некоторых регионах по-прежнему бытует мнение, что сюда невозможно пробиться ни с мясом, ни с молоком, ни с овощами. Дескать, надо заплатить мафии мзду, а уж потом собираться в дорогу. Так ли это на самом деле? О том, с чем сталкивается департамент продовольственных ресурсов Москвы, организуя поставки продовольствия из регионов, размышляет первый заместитель руководителя департамента Геннадий ЛИФИНЦ

Москва - огромнейший рынок, который потребляет свыше 20 тысяч тонн продовольствия в сутки, способный “переварить” любые объемы поставок сельхозпродукции из российских регионов. В столице действует крупнейшая в России система оптовой торговли продуктами питания, мощная перерабатывающая промышленность, разветвленная сеть магазинов. Товарооборот Москвы составляет 46 процентов от общего товарооборота России.

Со многими республиками, краями и областями заключены соглашения о сотрудничестве в сфере АПК. Ворота раскрыты настежь: везите сколько сможете продукции. Регионы сориентировавшиеся в новой ситуации, увеличили рост производства мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, фруктов, зерна. Тем не менее, немало крупных животноводческих комплексов, свиноферм, птицефабрик опустели, превратившись в развалины. Причиной этого является то, что руководство предприятий не смогло самостоятельно решить вопросы производства и поставок продукции.

Закупки животноводческой продукции наиболее трудная позиция. По сравнению с 2000 годом департаментом обеспечен рост поставок из регионов России мяса и мясопродуктов в 2,4 раза, масла животного – в 3, молока сухого – в 1,8 раза. Завоз по импорту сокращен с 83 до 65 процентов. Все ли резервы исчерпаны? Ситуация в животноводстве – тяжелая. Поголовье КРС с 1990 г. (57 млн.) сократилось более чем вдвое. Свиней (38 млн.) – на треть, овец соответственно 58 и 14 миллионов. Поголовье птицы с 660 млн. упало до 300.

Правительство Москвы ежегодно выделяет из бюджета 1,5 млрд. рублей на развитие агрохолдингов с участием столичных перерабатывающих предприятий. Просто давать деньги кому-то – бессмысленно. Кредиты должны возвращаться. Например, Микояновский и Черкизовский мясокомбинаты на 70–80 процентов обеспечивают свои потребности в сырье за счет поставок из интегрированных хозяйств. Таких цепочек более сорока в одиннадцати регионах России - во Владимирской, Ярославской, Пензенской, Тамбовской, Ростовской, Белгородской, Воронежской, Тульской областях.

Преимущество московской модели агрохолдингов в том, что сбыт продукции заведомо гарантирован. Московские предприятия, интегрированные с с/х производителями в регионах, – имеют более 30 тысяч голов крупного рогатого скота, 200 тысяч свиней, около 3 миллионов птицы. В их распоряжении – 400 тысяч гектаров пашни. По поголовью свиней это сопоставимо со стадом нескольких областей.

В настоящее время департаментом разрабатывается целевая программа интеграции с с/х производителями на 2004–2006 годы. Ее реализация позволит увеличить поставки интегрированными хозяйствами мяса до 170 тысяч тонн, молока – 60 тысяч тонн, картофеля – 45 тысяч тонн, овощей и фруктов – 120 тысяч тонн.

Следует отметить, что производители активнее идут на контакты с московскими инвесторами, поскольку устали от болтовни местных чиновников, выводящих “достижения” лишь на бумаге.

95 процентов картофеля производят личные хозяйства. А губернаторы по-прежнему оперируют цифрами высоких урожаев с/х организаций. Какое они имеют отношение к личным хозяйствам, куда ни разу не заглядывали? Жалуются, что не закупают мясо, молоко, овощи. А почему в местных магазинах сплошь импортные продукты? Значит, недостаточно собственных ресурсов. Время липовых показателей давно прошло. Сейчас никто ни с кем не соревнуется за переходящие Красные знамена и высокие строчки в рейтинге. Важны конкретные дела, результаты. Если не уйдем от пустых разговоров, то нам экономику села никогда не поднять.

Реальный пример. Два соседних района. У одного инвестиционный портфель не застегивается, в другом – выжидают, когда приедет дядя с тугим кошельком. Чудес не бывает: надо самим проявлять инициативу. Понятно, за счет бюджета скотобойню или сырзавод не построишь. Бюджетные деньги должны тратиться лишь на социальные программы: содержание школ, больниц, детских садов. А организация рабочих мест – задача коммерческих структур.

Если в девяностых годах мы вели речь только об объемах поставок сельхозпродукции, то сегодня на первый план выдвигаются вопросы качества, упаковки, привлекательности товара. Пора производителям привыкать к конкуренции на рынке. Если какой-либо фермер приедет на корове в Москву, то вряд ли ему удастся сбыть мясо. Другое дело договориться, что тоже не легко об организации закупок скота, забое согласно соответствующей технологии, переработке. Частник должен охаживать свой бизнес. Оптовики предпочитают сотрудничать с вменяемыми поставщиками.

Такой же подход и к отгрузкам плодоовощной продукции. Ушло время, когда тот же картофель поставляли навалом вперемешку с землей. «Седьмой континент» овощи в мешках не возьмет. Здесь работают по европейским стандартам. Морковочка ли, свекла, огурцы – все вымыто, расфасовано в удобные сетки. И цена соответствующая! Пожалуйста, заключайте договора. Но это под силу лишь мощным агрохолдингам. Разве кто-то мешает их создавать?

В Мордовии гарантом сделок с продовольственной корпорацией выступает правительство республики. Не боятся рисков. А почему в других регионах дремлют? Вообще необходимо разобраться с балансами производства сельхозпродукции хотя бы по Центральному федеральному округу: сколько, чего производится, в чем дефицит? А то работаем вслепую...

Естественно, инвестиционные проекты должны проходить жесткую экспертизу. Лишь после утверждения той или иной программы департаментом выдается льготный кредит в размере до 50 процентов от общей суммы финансовых вложений. Другую половину обязано иметь само предприятие. Возврат средств осуществляется строго по графику, чтобы не было соблазна прокрутить деньги в каком-либо коммерческом банке. Предвидим упреки: дескать, медленно разворачиваетесь… Но давайте задумаемся. Порой не успеет инвестор построить молокозавод или мясокомбинат, а местные власти уже привлекают его к развитию социальной сферы: построй школу, детсад, помоги пенсионерам. Все это очень важно, но сначала деньги надо заработать и уж потом - тратить.

Хорошо, если у глав районов и инвесторов складываются нормальные деловые отношения. А так любой перспективный проект можно задушить в зародыше и расстрелять на взлете.

Следующий момент ценовой. Свинокомплекс производит мясо. Его себестоимость составляет 50 рублей за килограмм. На мировом рынке закупочная цена – 48 рублей. Что получается? Например, “Кампомос” не имеет своих хозяйств в регионах, покупает сырье исключительно по импорту. А Микояновский мясокомбинат везет его из российской глубинки. Как тут конкурировать? К тому же в любой момент могут повыситься цены на энергоносители, горючее, комбикорма, вспыхнуть болезни скота… Зачем мне эта головная боль, скажет инвестор. Что ему ответить?

И все-таки интерес к созданию интегрированных агрохолдингов с участием московских перерабатывающих предприятий растет. Инвестиции способствуют развитию предпринимательской инициативы на местах. Население обзаводится скотом, расширяет посевы, покупает мини-крупорушки, сепараторы. То есть впрягается в работу. Половина народа на селе сидит без дела! И никого это не волнует. Опыт создания интегрированных хозяйств показывает, что агробизнес в России может быть выгодным. На это и надо ориентироваться.

По материалам Сергея Филатова.
Сельская жизнь

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: