Больше всех такой ситуацией недовольны сельхозпроизводители, вынужденные на фоне всеобщего роста цен продавать плоды своего труда по дешевке. Председатель колхоза имени Карла Маркса в Гагинском районе Нижегородской области Николай Савкин рассказал, что в прошлом году продовольственная пшеница стоила по 6 рублей за килограмм, сегодня это же зерно стоит 3 рубля 40 копеек. Соответственно и мука, подешевела с 9-10 рублей за кило до 6 рублей – чуть ли не в два раза. А хлеб в магазинах нисколько не подешевел.
По словам Николая Савкина, причину того, что буханки и батоны не подешевели вслед за стремительно упавшей в цене мукой, надо искать в действиях хлебопеков - вполне вероятно, что они получают дополнительную сверхприбыль, умышленно удерживая цены на прежнем уровне.
Еще летом 2004 года специалисты министерства по антимонопольной политике обратили внимание на странную ситуацию с дешевеющей мукой и дорогим хлебом. Выборочно были проверены нижегородские хлебозаводы, но признаков злоупотреблений антимонопольщики не нашли. По данным их проверки, хлебопеки с 2003 года по март 2004, когда из-за случившегося неурожая зерно стремительно дорожало, искусственно сдерживали отпускные цены на хлеб себе в убыток. А когда зерно и мука стали, наоборот, дешеветь, хлебозаводы просто начали возмещать себе потери.
"Неадекватное снижение цен, имевшее место в марте-июле 2004 года, нельзя расценивать как злоупотребление со стороны хлебозаводов. Данная мера носит компенсационный характер… чтобы вернуть предприятия на уровень относительной стабильности", - отмечено в выводах прошлогодней проверки.
Однако, отмечает "Новое дело", с того времени прошел уже год, мука продолжает падать в цене, а хлеб все равно не желает дешеветь. "Цены на муку, которые начали снижаться с июня прошлого года, снижаются до сих пор. Однако аналогичного снижения цен на хлеб не происходит, - признался "Новому делу" начальник отдела регулирования продовольственного рынка и мониторинга цен АПК Алексей Колобов. – Хлебопеки обычно оправдываются тем, что идет постоянное повышение цен на энергоносители и вторичные масложировые добавки. Я думаю, что подозревать нужно не только хлебопеков, но розничную торговлю: какие еще наценки делают сами продавцы".
Виктор Головачев, президент ассоциации "Нижегородский хлеб", в которую входят 22 крупнейших хлебозавода региона, считает, что самое "хлебное место" занимают продавцы, а в падении цен на муку ничего странного нет. По его словам, логика здесь очень простая. Цены на зерно и на муку в начале прошлого года были непомерно высоки. Если бы тогда такие же непомерно высокие цены сделали на хлеб, то сейчас происходило бы их заметное снижение. Сегодня цены на муку вошли в рамки своей реальной стоимости.
В областном министерстве АПК считают, что давно следовало бы провести тщательную проверку: кто какие наценки на хлеб делает. Вместе с тем, чиновники утверждают, что не вправе вмешиваться в ценообразование и диктовать свою волю хозяйствующим субъектам, тем более в антимонопольную службу новых заявлений не поступало. А Государственная хлебная инспекция Нижегородской области, которая могла бы установить истинную картину происходящего, была расформирована в ходе очередной реформы Минсельхоза. Ее функции переданы вновь образованному контрольному органу, который пока даже не успел полностью сформировать штат.