26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
На самом краешке причала. Зерновой союз положил глаз на морские порты
21.11.02


Нехватка портовых мощностей для хранения и перегрузки зерна становится мучительной проблемой экспортеров. Свои варианты развития припортовых элеваторов предложили вчера на 8-й конференции Российского зернового союза (РЗС) его руководители и депутаты Госдумы. Если агрокомпании поддержат какой-либо из них и профинансируют из своего кармана, то могут надеяться расширить "бутылочное горло". Но платить, как считают в РЗС, должны не все зернопроизводители, а только 10-20 крупнейших. В союзе утверждают, что их принципиальное согласие уже получено. Однако некоторые холдинги ссылаются, что самостоятельно расширяют порты, а другие говорят: развивать инфраструктуру должно государство.

Через существующие припортовые элеваторы сегодня можно переваливать не более 6 млн тонн в год, а собранный урожай и переходящие остатки прошлого года позволяют России уже сейчас поставить на мировой рынок не менее 15 млн тонн.

Председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы Геннадий Кулик предлагает сельхозпроизводителям взять порты, точнее их реконструируемую часть или новые мощности, в собственность РЗС. Г-н Кулик даже пообещал, что его комитет станет лоббировать выделение средств из бюджета 2003 года. "При заложенной в бюджете компенсации процентной ставки на строительство портов можно привлечь почти 10 млрд рублей кредитов", - сказал он зерновикам.

По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, предложение главы думского комитета реально, но займет много времени. РЗС - организация некоммерческая, а значит, ничего в собственности иметь не может. Однако, считает г-н Злочевский, возможны как минимум два варианта сосредоточения управления портами в руках союза. Во-первых, можно создать коммерческую компанию "под управлением" РЗС, куда сельхозпредприятия вошли бы на паях, из которых сложится инвестиционный капитал для расширения и реконструкции портов. Зерновой союз, по мнению его президента, мог бы управлять этими мощностями и определять квоты на перевалку зерна. Во-вторых, "можно выпустить дополнительную эмиссию акций Новороссийского порта, который принадлежит государству". "Естественно, что за государством были бы сохранены функции управления и контроля, - говорит г-н Злочевский. - А под эмиссию можно было бы собрать дополнительные средства с бизнеса и серьезно расширить мощности".

Как считают в РЗС, одна компания не способна решить проблему портов. И союз предлагает объединить 10-20 компаний. По словам г-на Злочевского, бизнес готов вкладывать деньги, но пока точная сумма неизвестна. "Хороший экспортный терминал с возможностью перевалки 10 млн тонн стоит порядка $100 млн", - говорит он.

Между тем сами компании считают предложения Геннадия Кулика и Аркадия Злочевского не совсем приемлемыми. Как сказал "Известиям" руководитель департамента маркетинга компании "Росхлебопродукт" (входит в агропромышленную компанию "Агрос") Николай Демьянов, сейчас новые порты - это инвестпроекты отдельных компаний и маловероятно, что контрольные пакеты будут переданы в управление РЗС. Хотя, считает он, вполне возможно предоставить союзу право распределять квоты на перевалку зерна. Также г-н Демьянов сомневается в том, что аграрные компании готовы консолидировать финансы для расширения портовой инфраструктуры. "Перед тем как начать строительство терминала в Новороссийске ("Агрос" в ближайшие годы хочет вложить в реконструкцию трех причалов порта до $100 млн, что позволит увеличить мощности по перевалке зерна до 3 млн тонн в год. - "Известия"), мы предложили некоторым компаниям участвовать в проекте, но согласия не получили ни от кого", - говорит он. Второй вариант - распределение допэмиссии акций Новороссийского порта среди зернопроизводителей, полагают в "Росхлебопродукте", вполне реален.

Другой крупный участник зернового рынка - группа компаний "Русагро" - считает, что вряд ли удастся нескольким компаниям вести совместный проект, так как могут возникнуть проблемы по дальнейшему определению контроля над ними. По словам заместителя гендиректора зерновой компании ГК "Русагро" Антона Малинкина, пора начать работу по госпрограмме развития морских портов.

При этом выясняется, что даже среди депутатов комитета по АПК Госдумы нет единого мнения. Как сказал "Известиям" зампред комитета Александр Фомин, идея сосредоточить контроль над портами в руках союза сразу же компрометирует некоммерческий статус союза. "Как только появляются коммерческие интересы, появляется попытка лоббировать выгоду отдельных компаний, - говорит он. - В пример можно привести сахарный союз. В нем есть ряд крупных игроков, которые по сути определяют политику союза в целом".

Известия

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: