26.06.01
Нынешний год становится знаковым для российского АПК. Правительство вплотную занялось госрегулированием отрасли: подписано долгожданное постановление о реструктуризации долгов сельхозпредприятий, заработала новая схема льготного кредитования АПК, с января действуют импортные квоты на сахар-сырец, а с осени должны начаться государственные интервенции на зерновом рынке. Сельхозпроизводители относятся к этим нововведениям весьма неоднозначно. Тем не менее в правительстве не собираются останавливаться на достигнутом. Институт квот, к примеру, так понравился Минсельхозу, что по замыслу министерства с 2002 г. Россия помимо сырца будет квотировать импорт риса и мяса птицы. В интервью \"Ведомостям\" вице-премьер правительства, глава Минсельхоза Алексей Гордеев рассказывает о своем видении ситуации в российском АПК.
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние АПК?
- Состояние АПК продолжает оставаться сложным. Тем не менее есть основания говорить о том, что в последние два года наметились положительные тенденции, которые прослеживаются по всем сферам агропромышленного комплекса: рост производства, улучшение показателей экономической деятельности. В прошлом году число убыточных хозяйств в АПК сократилось до 52% (в 1998 г. их было 88% ), рентабельность в целом по отрасли составляет 7%. Но в то же время есть конкретные симптомы, которые говорят о том, что кризис не преодолен. Не сокращается кредиторская задолженность сельхозпредприятий (сегодня она составляет 220 млрд руб. ) , особенно та ее часть, которая является просроченной.
- Как прошел сев?
- Сев практически завершен. Прошел он организованно и в отличие от прежних сезонов в сжатые сроки. Впервые за последнее десятилетие сельхозпроизводителей в ходе посевной не лихорадило из-за дефицита горючего. Самое главное, пожалуй, то, что в отличие от прошлых лет в этом году мы не сократили посевные площади. Более того, даже имеем прирост, в основном за счет посевов зерновых и зернобобовых. И это в целом показатель положительных тенденций в АПК.
- Каковы виды России на урожай в этом году?
- Пока можно говорить только об урожайности озимых культур. В этом году Россия соберет 28 - 30 млн т озимых зерновых. Что же касается яровых культур, то прогнозировать их урожай можно не ранее июля.
- Из-за недостатка сельхозтехники Россия ежегодно теряет при уборке 10 млн т зерновых, или $1 млрд. В прошлом году вы собирались привлекать уборочную технику из Белоруссии в счет ее долга за российский газ. Как решается эта проблема?
- Положение с комбайнами по-прежнему тяжелое. Однако подвижки в этом вопросе все же есть. В прошлом году хорошо сработали наши комбайностроители. Мы выпустили в 2000 г. 5500 комбайнов, в этом году ожидаем около 9000. Будем мобилизовывать старую технику. Ведется организационная работа по переброске комбайнов в ходе уборки, ведь она идет в каждой территории по своим срокам, - такие договоры подписывают и главы администраций регионов между собой, и сами сельхозпроизводители. Но потери, увы, все равно будут.
- Сколько они составят?
- Это будет известно не раньше начала августа, когда получим полную картину состояния посевов. Уже сейчас в ряде регионов из-за дождей и ветра часть хлебов полегла, что, естественно, скажется на удорожании уборки, увеличении потерь зерна.
- А белорусскую технику мы привлекаем?
- Из Белоруссии в этом году получили 4000 единиц техники и осенью получим еще 3000 единиц на общую сумму 2,7 млрд руб. Речь идет прежде всего о тракторах, которых нам также остро не хватает.
- Почему в этом году так долго решался вопрос с лизингом сельхозтехники? Вначале министерство решило проводить конкурс среди лизинговых компаний, потом эта идея умерла и было решено направить все бюджетные деньги, выделенные на лизинг, в уставный капитал \"Росагролизинга\" - \"дочки\" Россельхозбанка.
- Сегодня мы работаем в условиях нового законодательства - в действие вошел Бюджетный кодекс. Согласно кодексу для того, чтобы размещать эти деньги в качестве бюджетного кредита, от операторов требуется полноценная гарантия первоклассных банков. Нам стало ясно, что на такие суммы - 3 млрд руб. - ни один банк просто не выдаст гарантии.
- Но ведь это был бы не один оператор.
- В любом случае это очень большие суммы: нам надо было бы привлекать порядка 50 операторов, а их просто нет на рынке сельхозтехники. Собственно, это мы уже проходили по фонду льготного кредитования АПК, когда было привлечено 12 банков, но после финансовых проблем в стране девять из них рухнуло и деньги мы практически потеряли. Вот почему было принято такое решение. Думаю, оно правильное. Тем более что государственный лизинг - это специфический вид финансирования, он не является чисто рыночным механизмом. Мы решили сделать госкомпанию, взять в управление государства эти бюджетные ресурсы - прежде всего чтобы обеспечить их целевое назначение. \"Росагролизинг\" должен будет заняться возвратами средств, размещенных по лизингу за последние шесть лет, а это 12 млрд руб.
- Почему новая схема льготного кредитования АПК так медленно работает? Сельхозпроизводители жалуются, что деньги, в которых они нуждались перед посевной, в лучшем случае дойдут до них осенью и сеять пришлось на оборотные средства. Почему в схеме выдачи льготных кредитов сельхозпроизводителям теперь могут участвовать и переработчики?
- Да, схема стала работать с опозданием, но это проблема нашего бюджетного процесса. Как известно, вначале утверждается бюджет. Зачем в начале года его вводят в действие, и уже после этого в течение как минимум двух месяцев выпускается порядок выдачи кредитов. К тому же этот механизм новый, в следующем году схема будет работать уже в автоматическом режиме.
Я не согласен с вашим утверждением, что процесс выдачи льготных кредитов идет медленно. Он осуществляется в том темпе, в котором и должен. Некоторые регионы уже полностью выбрали квоты по льготному кредитованию.
В отношении допуска к льготному кредитованию переработчиков я могу сказать, что это была наша осознанная позиция. Предприятия переработки являются реальными инвесторами для сельхозпроизводителей. Переработчик по условиям может использовать этот кредит только на авансирование или закупку сельхозпродукции. Вообще, жалоб по этому поводу я не слышал. Высказывались недовольства в прошлом году, что переработчиков не допустили и в результате осенью 2000 г. от квоты в 500 млн руб. по кредитованию использовали только одну десятую часть.
- Будет ли Минсельхоз проводить зерновые интервенции этой осенью?
- Деньги на это у нас уже есть - 2 млрд руб. лежат на счетах Минсельхоза с января. Порядок проведения интервенций разработан и находится на согласовании в правительстве. Осенью приступим к интервенциям, однако, если рынок будет стабильным, мы этот механизм включать не будем. Он эффективен и будет проводиться только при неспокойной конъюнктуре.
- Когда заработает схема страхования посевов, ведь до сих пор в стране только 5% сельхозпроизводителей страхуют свой будущий урожай?
- У меня в плане выпустить постановление правительства по интервенциям, а следующим базовым вопросом, которым я займусь, будет вопрос страхования посевов. Думаю, что к осени мы создадим новую концепцию страхования прежде всего урожая, но пока она не готова, я не буду расшифровывать ее смысл.
- Повторит ли правительство в этом году аукцион по продаже квот на сахар-сырец? В прошлом году бюджет заработал на его проведении $214 млн, однако из-за высоких цен на аукционе покупатели квот практически сравнялись с поставщиками внеквотного сырца.
- Этот механизм был очень эффективный, в следующем году мы планируем его сохранить. Другое дело, что, с нашей точки зрения, его надо несколько дополнить и детализировать. В частности, поставки сырца вне квоты должны быть ограничены более высоким тарифным барьером, нежели в этом году. То, что поставщики квотного и внеквотного сырца в этом году сравнялись в условиях поставок, - недоработка механизма.
- Считаете ли вы, что в этом году надо было вводить сезонные пошлины на сырец?
- Сейчас анализируем расчеты, как резкое снижение цен на мировом рынке отражается на себестоимости производства сахара. После этого можем сказать, что нам делать. Но базовый принцип - это сохранение условий аукциона.
- То есть на сегодня в министерстве еще нет четкой позиции, как конкретно реформировать механизм аукционной продажи квот на сырец: увеличивать ли адвалорную составляющую пошлины на внеквотный сырец, увеличивать ли сам размер пошлины на него, вводить ли сезонные пошлины?
- Да. Пока такой позиции нет. Минсельхоз сейчас работает над этим совместно с Минфином и Минэкономразвития.
- Ходят также слухи, что правительство хочет реформировать систему сырцовых аукционов и продавать квоты только компаниям, имеющим перерабатывающие мощности в России.
- Рассматривается вопрос продажи квот непосредственно сахарным заводам. Но по этому поводу еще также нет решения. Я пока не готов его комментировать.
- Будет ли Россия квотировать импорт других продуктов питания?
- Есть предложение квотировать импортные поставки риса и мяса птицы. Что касается риса, то в этом году целесообразно было бы ввести с сентября сезонные пошлины на его ввоз, а со следующего года ввести импортную квоту на его поставки. Квоты будут продаваться на аукционе по \"сахарной\" схеме.
- Введению квот на мясо птицы будет предшествовать антидемпинговое расследование в отношении американских куриных окорочков?
- Если будем продавать квоты на импорт мяса птицы на аукционах, никакого антидемпингового расследования не нужно. Однако для того, чтобы ввести квотирование на мясо птицы и рис, правительству необходимо внести изменения в действующий закон \"О таможенно-тарифной политике\". Сейчас поправка к закону уже подготовлена. Подписание всех документов запланировано на сентябрь - октябрь.
- В какой стадии находится работа над законопроектом \"Об обороте сельхозземель\"? Какова ваша позиция относительно этого закона?
- Главное участие в разработке законопроекта принимает Минсельхоз. Помогают нам в этом и другие ведомства - Минэкономразвития, Минимущество, Россельхозакадемия, Росземкадастр. Такой закон сегодня необходим, он создаст правовое поле для сельхозпроизводителей.
- Когда, по вашим прогнозам, закон будет принят?
- Многое будет зависеть от принятия Земельного кодекса.
- В первом чтении его уже приняли.
- Теперь все затянется: в весеннюю сессию Земельный кодекс точно не примут, думаю, что будет проблема его принятия и в осеннюю сессию.
- В июне было подписано правительственное постановление о реструктуризации долгов сельхозпредприятий. Что оно даст АПК?
- Это очень важный для селян документ. Ведь именно кредиторская задолженность, которая во многом накопилась не по вине сельхозтоваропроизводителей, не дает им возможности работать в нормальных условиях, развивать свой бизнес. Поэтому одной из основных задач нынешнего года было финансовое оздоровление сельского хозяйства.
Реструктуризация будет проводиться отдельно по основному долгу равными долями в течение шести лет. Задолженность по пеням и штрафам - также равными долями в течение последующих четырех лет. При этом для тех сельхозпредприятий, которые выплачивают долги регулярно, предусмотрено списание половины пеней и штрафов через два года после начала погашения и 100% - в случае выплаты всего долга.
Надо отметить, что такие условия реструктуризации являются льготными. Это значительно улучшит финансово-экономическое положение большого слоя сельхозпредприятий, так называемых середняков, которые, по сути дела, являются основными производителями сельхозпродукции.
К сожалению, хронически убыточные хозяйства - а их у нас около 25% - воспользоваться этими льготами не смогут. Они просто не в состоянии выполнить условия реструктуризации и регулярно выплачивать текущие платежи и основную сумму долга. Для них разрабатывается комплексный механизм финансового оздоровления совместно с другими кредиторами, в том числе и естественными монополиями.
- Соглашение о частичной передаче функций квотирования спирта от Минсельхоза в ФГУП \"Росспиртпром\" было недавно признано судом незаконным.
- Во-первых, речь не идет ни о какой передаче функций \"Росспиртпрому\". Это соглашение только расписывает функции \"Росспиртпрома\" и говорит о координации работы аппарата министерства и унитарного предприятия. Думаю, что суд не до конца разобрался в этом вопросе, и мы будем опротестовывать его решение. Подчеркиваю, \"Росспиртпром\" не выполняет никаких функций контролера по отношению к другим экономическим субъектам, он будет только контролировать производство алкоголя на предприятиях, являющихся собственностью государства и \"Росспиртпрома\", для этого он и создан как управляющая компания. Да, государство будет усиливать контроль и свое присутствие как при производстве алкоголя, так и при его обороте. И это правильно, так как это специфический продукт, бизнес, в котором очень большая норма прибыли.
- Как вы оцениваете переход на новую схему взимания акцизов?
- Система работает. Я против того, чтобы сейчас увеличивать акцизы. Иначе мы создаем такую нагрузку на предприятия, что им становится просто неинтересно честно работать. Тот акциз, который сегодня существует, как раз оптимален.
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние АПК?
- Состояние АПК продолжает оставаться сложным. Тем не менее есть основания говорить о том, что в последние два года наметились положительные тенденции, которые прослеживаются по всем сферам агропромышленного комплекса: рост производства, улучшение показателей экономической деятельности. В прошлом году число убыточных хозяйств в АПК сократилось до 52% (в 1998 г. их было 88% ), рентабельность в целом по отрасли составляет 7%. Но в то же время есть конкретные симптомы, которые говорят о том, что кризис не преодолен. Не сокращается кредиторская задолженность сельхозпредприятий (сегодня она составляет 220 млрд руб. ) , особенно та ее часть, которая является просроченной.
- Как прошел сев?
- Сев практически завершен. Прошел он организованно и в отличие от прежних сезонов в сжатые сроки. Впервые за последнее десятилетие сельхозпроизводителей в ходе посевной не лихорадило из-за дефицита горючего. Самое главное, пожалуй, то, что в отличие от прошлых лет в этом году мы не сократили посевные площади. Более того, даже имеем прирост, в основном за счет посевов зерновых и зернобобовых. И это в целом показатель положительных тенденций в АПК.
- Каковы виды России на урожай в этом году?
- Пока можно говорить только об урожайности озимых культур. В этом году Россия соберет 28 - 30 млн т озимых зерновых. Что же касается яровых культур, то прогнозировать их урожай можно не ранее июля.
- Из-за недостатка сельхозтехники Россия ежегодно теряет при уборке 10 млн т зерновых, или $1 млрд. В прошлом году вы собирались привлекать уборочную технику из Белоруссии в счет ее долга за российский газ. Как решается эта проблема?
- Положение с комбайнами по-прежнему тяжелое. Однако подвижки в этом вопросе все же есть. В прошлом году хорошо сработали наши комбайностроители. Мы выпустили в 2000 г. 5500 комбайнов, в этом году ожидаем около 9000. Будем мобилизовывать старую технику. Ведется организационная работа по переброске комбайнов в ходе уборки, ведь она идет в каждой территории по своим срокам, - такие договоры подписывают и главы администраций регионов между собой, и сами сельхозпроизводители. Но потери, увы, все равно будут.
- Сколько они составят?
- Это будет известно не раньше начала августа, когда получим полную картину состояния посевов. Уже сейчас в ряде регионов из-за дождей и ветра часть хлебов полегла, что, естественно, скажется на удорожании уборки, увеличении потерь зерна.
- А белорусскую технику мы привлекаем?
- Из Белоруссии в этом году получили 4000 единиц техники и осенью получим еще 3000 единиц на общую сумму 2,7 млрд руб. Речь идет прежде всего о тракторах, которых нам также остро не хватает.
- Почему в этом году так долго решался вопрос с лизингом сельхозтехники? Вначале министерство решило проводить конкурс среди лизинговых компаний, потом эта идея умерла и было решено направить все бюджетные деньги, выделенные на лизинг, в уставный капитал \"Росагролизинга\" - \"дочки\" Россельхозбанка.
- Сегодня мы работаем в условиях нового законодательства - в действие вошел Бюджетный кодекс. Согласно кодексу для того, чтобы размещать эти деньги в качестве бюджетного кредита, от операторов требуется полноценная гарантия первоклассных банков. Нам стало ясно, что на такие суммы - 3 млрд руб. - ни один банк просто не выдаст гарантии.
- Но ведь это был бы не один оператор.
- В любом случае это очень большие суммы: нам надо было бы привлекать порядка 50 операторов, а их просто нет на рынке сельхозтехники. Собственно, это мы уже проходили по фонду льготного кредитования АПК, когда было привлечено 12 банков, но после финансовых проблем в стране девять из них рухнуло и деньги мы практически потеряли. Вот почему было принято такое решение. Думаю, оно правильное. Тем более что государственный лизинг - это специфический вид финансирования, он не является чисто рыночным механизмом. Мы решили сделать госкомпанию, взять в управление государства эти бюджетные ресурсы - прежде всего чтобы обеспечить их целевое назначение. \"Росагролизинг\" должен будет заняться возвратами средств, размещенных по лизингу за последние шесть лет, а это 12 млрд руб.
- Почему новая схема льготного кредитования АПК так медленно работает? Сельхозпроизводители жалуются, что деньги, в которых они нуждались перед посевной, в лучшем случае дойдут до них осенью и сеять пришлось на оборотные средства. Почему в схеме выдачи льготных кредитов сельхозпроизводителям теперь могут участвовать и переработчики?
- Да, схема стала работать с опозданием, но это проблема нашего бюджетного процесса. Как известно, вначале утверждается бюджет. Зачем в начале года его вводят в действие, и уже после этого в течение как минимум двух месяцев выпускается порядок выдачи кредитов. К тому же этот механизм новый, в следующем году схема будет работать уже в автоматическом режиме.
Я не согласен с вашим утверждением, что процесс выдачи льготных кредитов идет медленно. Он осуществляется в том темпе, в котором и должен. Некоторые регионы уже полностью выбрали квоты по льготному кредитованию.
В отношении допуска к льготному кредитованию переработчиков я могу сказать, что это была наша осознанная позиция. Предприятия переработки являются реальными инвесторами для сельхозпроизводителей. Переработчик по условиям может использовать этот кредит только на авансирование или закупку сельхозпродукции. Вообще, жалоб по этому поводу я не слышал. Высказывались недовольства в прошлом году, что переработчиков не допустили и в результате осенью 2000 г. от квоты в 500 млн руб. по кредитованию использовали только одну десятую часть.
- Будет ли Минсельхоз проводить зерновые интервенции этой осенью?
- Деньги на это у нас уже есть - 2 млрд руб. лежат на счетах Минсельхоза с января. Порядок проведения интервенций разработан и находится на согласовании в правительстве. Осенью приступим к интервенциям, однако, если рынок будет стабильным, мы этот механизм включать не будем. Он эффективен и будет проводиться только при неспокойной конъюнктуре.
- Когда заработает схема страхования посевов, ведь до сих пор в стране только 5% сельхозпроизводителей страхуют свой будущий урожай?
- У меня в плане выпустить постановление правительства по интервенциям, а следующим базовым вопросом, которым я займусь, будет вопрос страхования посевов. Думаю, что к осени мы создадим новую концепцию страхования прежде всего урожая, но пока она не готова, я не буду расшифровывать ее смысл.
- Повторит ли правительство в этом году аукцион по продаже квот на сахар-сырец? В прошлом году бюджет заработал на его проведении $214 млн, однако из-за высоких цен на аукционе покупатели квот практически сравнялись с поставщиками внеквотного сырца.
- Этот механизм был очень эффективный, в следующем году мы планируем его сохранить. Другое дело, что, с нашей точки зрения, его надо несколько дополнить и детализировать. В частности, поставки сырца вне квоты должны быть ограничены более высоким тарифным барьером, нежели в этом году. То, что поставщики квотного и внеквотного сырца в этом году сравнялись в условиях поставок, - недоработка механизма.
- Считаете ли вы, что в этом году надо было вводить сезонные пошлины на сырец?
- Сейчас анализируем расчеты, как резкое снижение цен на мировом рынке отражается на себестоимости производства сахара. После этого можем сказать, что нам делать. Но базовый принцип - это сохранение условий аукциона.
- То есть на сегодня в министерстве еще нет четкой позиции, как конкретно реформировать механизм аукционной продажи квот на сырец: увеличивать ли адвалорную составляющую пошлины на внеквотный сырец, увеличивать ли сам размер пошлины на него, вводить ли сезонные пошлины?
- Да. Пока такой позиции нет. Минсельхоз сейчас работает над этим совместно с Минфином и Минэкономразвития.
- Ходят также слухи, что правительство хочет реформировать систему сырцовых аукционов и продавать квоты только компаниям, имеющим перерабатывающие мощности в России.
- Рассматривается вопрос продажи квот непосредственно сахарным заводам. Но по этому поводу еще также нет решения. Я пока не готов его комментировать.
- Будет ли Россия квотировать импорт других продуктов питания?
- Есть предложение квотировать импортные поставки риса и мяса птицы. Что касается риса, то в этом году целесообразно было бы ввести с сентября сезонные пошлины на его ввоз, а со следующего года ввести импортную квоту на его поставки. Квоты будут продаваться на аукционе по \"сахарной\" схеме.
- Введению квот на мясо птицы будет предшествовать антидемпинговое расследование в отношении американских куриных окорочков?
- Если будем продавать квоты на импорт мяса птицы на аукционах, никакого антидемпингового расследования не нужно. Однако для того, чтобы ввести квотирование на мясо птицы и рис, правительству необходимо внести изменения в действующий закон \"О таможенно-тарифной политике\". Сейчас поправка к закону уже подготовлена. Подписание всех документов запланировано на сентябрь - октябрь.
- В какой стадии находится работа над законопроектом \"Об обороте сельхозземель\"? Какова ваша позиция относительно этого закона?
- Главное участие в разработке законопроекта принимает Минсельхоз. Помогают нам в этом и другие ведомства - Минэкономразвития, Минимущество, Россельхозакадемия, Росземкадастр. Такой закон сегодня необходим, он создаст правовое поле для сельхозпроизводителей.
- Когда, по вашим прогнозам, закон будет принят?
- Многое будет зависеть от принятия Земельного кодекса.
- В первом чтении его уже приняли.
- Теперь все затянется: в весеннюю сессию Земельный кодекс точно не примут, думаю, что будет проблема его принятия и в осеннюю сессию.
- В июне было подписано правительственное постановление о реструктуризации долгов сельхозпредприятий. Что оно даст АПК?
- Это очень важный для селян документ. Ведь именно кредиторская задолженность, которая во многом накопилась не по вине сельхозтоваропроизводителей, не дает им возможности работать в нормальных условиях, развивать свой бизнес. Поэтому одной из основных задач нынешнего года было финансовое оздоровление сельского хозяйства.
Реструктуризация будет проводиться отдельно по основному долгу равными долями в течение шести лет. Задолженность по пеням и штрафам - также равными долями в течение последующих четырех лет. При этом для тех сельхозпредприятий, которые выплачивают долги регулярно, предусмотрено списание половины пеней и штрафов через два года после начала погашения и 100% - в случае выплаты всего долга.
Надо отметить, что такие условия реструктуризации являются льготными. Это значительно улучшит финансово-экономическое положение большого слоя сельхозпредприятий, так называемых середняков, которые, по сути дела, являются основными производителями сельхозпродукции.
К сожалению, хронически убыточные хозяйства - а их у нас около 25% - воспользоваться этими льготами не смогут. Они просто не в состоянии выполнить условия реструктуризации и регулярно выплачивать текущие платежи и основную сумму долга. Для них разрабатывается комплексный механизм финансового оздоровления совместно с другими кредиторами, в том числе и естественными монополиями.
- Соглашение о частичной передаче функций квотирования спирта от Минсельхоза в ФГУП \"Росспиртпром\" было недавно признано судом незаконным.
- Во-первых, речь не идет ни о какой передаче функций \"Росспиртпрому\". Это соглашение только расписывает функции \"Росспиртпрома\" и говорит о координации работы аппарата министерства и унитарного предприятия. Думаю, что суд не до конца разобрался в этом вопросе, и мы будем опротестовывать его решение. Подчеркиваю, \"Росспиртпром\" не выполняет никаких функций контролера по отношению к другим экономическим субъектам, он будет только контролировать производство алкоголя на предприятиях, являющихся собственностью государства и \"Росспиртпрома\", для этого он и создан как управляющая компания. Да, государство будет усиливать контроль и свое присутствие как при производстве алкоголя, так и при его обороте. И это правильно, так как это специфический продукт, бизнес, в котором очень большая норма прибыли.
- Как вы оцениваете переход на новую схему взимания акцизов?
- Система работает. Я против того, чтобы сейчас увеличивать акцизы. Иначе мы создаем такую нагрузку на предприятия, что им становится просто неинтересно честно работать. Тот акциз, который сегодня существует, как раз оптимален.
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью