26 апреля 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
На золотом зерне сидели…

15.10.07


В Казахстане разразился хлебный кризис. Попытка властей решить проблему с помощью регулируемых цен сделает отрасль крайне уязвимой перед новыми потрясениями

В начале прошлой недели министр сельского хозяйства Казахстана Ахметжан Есимов отчитался перед депутатам мажилиса (нижней палаты парламента) о мерах, принятых правительством по преодолению разразившегося в стране хлебного кризиса. В частности, он сказал, что власти взяли цены на хлеб под «ежедневный контроль», и они стабилизированы до 1 января 2008 года. Кризис произошел, несмотря на то что в этом году Казахстан получил рекордный урожай зерна — около 22 млн тонн. Две беды: урожай и дороги

В последние годы Казахстан активно наращивал экспорт зерна, увеличив объемы поставок за рубеж в 2005–2007 годах в четыре раза. Особенно это касалось муки — в текущем году страна стала мировым лидером, продав за первые три квартала почти миллион тонн продукции. Всего же, по прогнозу минсельхоза, в нынешнем году экспорт может достичь 10 млн тонн зерна (включая муку), то есть половины урожая.

Следствием ориентации на экспорт стало усиление зависимости внутренних цен на зерно от мировых. В конце концов они фактически сравнялись. «У нас нет внутренних цен на зерно. Это цены Черноморского бассейна (из черноморских портов казахстанское зерно отправляется в дальнее зарубежье. — “Эксперт” ), минус доставка до него», — объясняет президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгений Ган . Поэтому на скачок мировых цен в нынешнем году Казахстан среагировал незамедлительно: как сообщили в минсельхозе, за июль-сентябрь зерно подорожало на 67%.

Ценовой шок сказался на всех участниках цепочки по производству хлеба, правда, по-разному. Управляющий Фондом содействия фермерам и предпринимателям Южно-Казахстанской области Раис Караибрагимов радуется: «В прошлом году мы продавали зерно по 12 тенге за килограмм (курс примерно 120 тенге за доллар. — “Эксперт” ), в этом — по 24 тенге, или по 206 долларов за тонну. Появились дополнительные средства, которые можно вложить в развитие хозяйства». Мукомолам, по их словам, пришлось труднее. «У нас возникали сложности с закупкой зерна, не хватало оборотных средств. Мы даже вынуждены были останавливать одну из трех линий производства», — сетует исполнительный директор Восточно-Казахстанского мелькомбината в Семипалатинске Юрий Лазурин.

Помимо вспухших цен на зерно мукомолы столкнулись с проблемой доставки — не хватило специальных вагонов-зерновозов, которых в Казахстане насчитывается 5,2 тыс. штук. Все они принадлежат железнодорожной госкомпании «Казахстан темир жолы» (КТЖ). По словам председателя правления союза предпринимателей «Атамекен» Азата Перуашева, в урожайные годы всегда не хватает вагонов, нынешний год не стал исключением — дефицит достиг примерно 4,5 тысячи. Еще в начале осени, по данным журнала «Эксперт Казахстан», трейдеры сообщили в кабинет министров, что под погрузку зерном им подали лишь треть из заявленного количества вагонов, причем треть из них оказалась неисправной.

Несмотря на то что власти поменяли порядок лицензирования экспорта зерна и в результате в сентябре фактически не производилось отгрузки за рубеж, внутренний рынок все равно пострадал от дефицита транспортных средств. С севера Казахстана, где сосредоточены основные зерноводческие регионы, на юг, где большая часть мукомольных комбинатов, ушла только четверть запланированных объемов зерна. «Пшеница была, но довезти ее до нас некому», — пояснил один из хлебопеков, работающих на юге страны.

Слезы хлебопека

Хлебопеки считают себя самой пострадавшей стороной. «В отличие от цен на муку цена на хлеб контролируется властями. Мы получаем дотации, но цену все равно пришлось поднять, ведь она не менялась с апреля 2004 года. В начале октября мука для нас стоила 62 тенге за килограмм (с учетом транспортных расходов. — “Эксперт” ). А полукилограммовая булка — около 40 тенге. С учетом издержек на газ, электроэнергию, стоимость других компонентов хлеба выходит, что даже с дотациями государства по старым ценам мы работать не сможем», — сказал на условиях анонимности представитель алма-атинского комбината «Меркур нан».

Нехватка муки заставила хлебопеков снизить объемы выпечки. Перебои были особенно заметны в Алма-Ате. Так совпало, что в конце сентября на несколько дней выпечку приостановил крупнейший в городе хлебокомбинат «Аксай нан». Как объяснило руководство предприятия — в связи с плановым ремонтом газовых сетей. Мелкие производители, доминирующие на рынке, не смогли закрыть дефицит. И хлеб исчез с прилавков города. А когда появился, то уже с новыми ценниками.

Эксперты называют разных виновников кризиса на рынке хлеба. Фермеры считают, что мукомолы попытались заработать на росте цен. «Закупочная цена на зерно выросла с 12 до 24 тенге за килограмм, а цена тонны муки — с полутора тысяч до четырех тысяч тенге за мешок», — пояснил Раис Караибрагимов. «Цена повысилась адекватно росту издержек», — возражает Юрий Лазурин. В свою очередь управляющий директор крупнейшего зернового трейдера, государственного АО «Продкорпорация», Марк Эльперин считает, что производители хлеба лукавят, жалуясь на невыгодную конъюнктуру. «Они лгут, говоря, что не повышали цены. Повышали. Причем когда стоимость зерна падала, не пересматривали их в сторону снижения. А сейчас пытаются заработать сверхдоходы на хлебе. Если тонна зерна стоит 215 тенге, то килограмм муки должен стоить 35–38 тенге, а с учетом разумной нормы прибыли — 45 тенге. Это две булки. Разве можно продавать одну булку за 50 тенге?» — гневно спрашивает он.

Заподозрены в сговоре

«Продкорпорация» не исключает, что на рынке был ценовой сговор. Аналогичные подозрения возникли и у премьер-министра Казахстана Карима Масимова. Пригрозив игрокам введением госмонополии на хлеб и ужесточением контроля над экспортом, он дал поручение провести проверки на наличие ценового сговора. Параллельно регионалам велели сформировать региональные стабфонды общим объемом до трех миллионов тонн зерна (годовой объем потребления в стране). В начале октября акиматы (региональные власти) один за другим стали рапортовать о заключении соглашений с мукомолами на поставки муки по регулируемым ценам — от 55 до 60 тенге за килограмм. Как пояснил «Эксперту» Евгений Ган, еще 1 октября на совещании у премьера власти гарантировали крупным комбинатам поставки зерна из стабфондов по фиксированным ценам. Взамен предприятия не должны повышать цену на муку и хлеб. «Все, нет больше кризиса», — довольно заявил «Эксперту Казахстан» один из правительственных чиновников.

В правительстве рассчитывают, что цены удастся стабилизировать как минимум до конца 2007 года, но большинство участников рынка не рады этому. «Очевидно, что льготного зерна на всех не хватит», — говорят бизнесмены в неофициальных беседах. По сути они правы — правительство дало гарантии крупным компаниям, а мелкому и среднему бизнесу, который обеспечивает более половины выпечки хлеба в крупных городах страны, никто ничего не обещал. Опрошенные представители небольших предприятий говорят, что попробуют выжить в новых условиях, но не уверены, что у них это получится. «Если рядом будут лежать две булки, одна за 50 тенге от крупного хлебозавода, получающего льготную муку, а вторая по 70 от меня, понятно, чью продукцию купит потребитель», — печально заметил один из коммерсантов.

Что это может означать? Сжатие свободного рынка — ведь цены по всей цепочке производства хлеба будут регулируемыми. При этом уход мелких предприятий создаст угрозу дефицита. Попытка заполнить хлебные прилавки с помощью контроля над ценами даст обратный эффект: ценники будут меняться реже, зато хлеб — пропадать чаще. Может быть, тогда власти вспомнят тех участников рынка, кто предлагал заменить механизм регуляции цен адресной поддержкой малоимущих.

Юрий Дорохов

Эксперт

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: