26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Намолотили.Россия потонет в зерне?
06.08.02


Россия может повторить рекорд прошлого года и собрать около 85 миллионов тонн зерна. Хотя официальные оценки пока - 73-75 миллионов тонн, на Кубани, например (а это - регион показательный), превзошли собственный прошлогодний рекорд и собрали 8,1 миллиона тонн против 7,3 в 2001 году. Рост идет и во всех прочих регионах Южного округа.
Но вместо радости - тревога, по крайней мере у бизнеса. Он уверяет, что зерно некуда девать. К осени его скопится - вместе с прошлогодним, еще не проданным - 100 миллионов тонн. Горячие головы собрались чуть ли не баржи с зерном в Волге топить, во что верится, правда, с трудом.
Эта перспектива, похоже, показалась столь реальной, что предприниматели решились на беспрецедентный шаг, на который раньше у них не хватало духу. Руководители Зернового союза и нескольких ведущих продовольственных компаний, контролирующие практически весь рынок, обратились к премьеру Михаилу Касьянову со странной на первый взгляд просьбой: помогите вывезти из страны зерно. Они предложили платить экспортерам из бюджетных денег ни мало ни много 1,3 миллиарда рублей, а также найти средства на модернизацию российских портов на Черном и Азовском морях. И хотя прозвучали комментарии, что премьер, который сейчас в отпуске, не прочитает послание до осени, в это трудно поверить. Во всяком случае, в минувшие выходные в Сочи прошла неофициальная встреча Михаила Касьянова и вице-премьера - министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, на которой скорее всего обсуждалась и эта тема.
Меры, предложенные авторами письма, настолько радикальны, что корреспондент "РГ" обратился за комментарием в Зерновой союз. Высокопоставленный источник нарисовал весьма невеселую картину: Россия уже столкнулась с кризисом перепроизводства, к которому оказалась не готова. С ним можно бороться только с помощью бюджета. Но денег мало, и это тем более неприятно, что есть жесткая закономерность: эффективные меры регулирования рынка стоят дорого, а дешевые бесполезны.
Чтобы удержать цены и хозяйства от разорения в прошлом году, государство изъяло с рынка чуть больше 200 тысяч тонн зерна. Это был блеф, но он тогда сработал. Слух, что государство вот-вот сделает крупные закупки, так повлиял на неокрепшие нервы зерновых операторов, что цены держались и тысячи хозяйств не разорились. В конце осени они выросли, хотя для этого не было никаких оснований, и в результате - нормально прошел сев озимых и яровых.
По мнению нашего собеседника, в нынешнем году эта тактика уже не сработает. Ведь надо закупать 5-6 миллионов тонн зерна, чтобы они не давили на рынок и не обрушили его. А денег есть на 400-500 тысяч тонн, и то - остатки от прошлогодней интервенции. Соваться с копейками на рынок бессмысленно. Как быть?
Бизнес видит один путь - продать зерно за рубеж, чем и продиктована просьба потратить остатки от интервенций на экспортные субсидии, то есть платить экспортеру за каждую тонну вывезенной продукции. Причем поощрять дальние перевозки через иностранные порты, поскольку наш основной зерновой порт, Новороссийск, трещит по швам. Потратив 1,3 миллиарда рублей, можно вывезти 2-3 миллиона тонн дополнительно, считают в Зерновом союзе.
Конечно, наше зерно за рубежом не ждут. Евросоюз уже принял превентивные меры и ввел фактический запрет на наше зерно, спасая таким образом своих фермеров. Но бизнес полон оптимизма и готов к бою с конкурентами.
Главную проблему, тормозящую экспорт, в Зерновом союзе видят в том, что Россия пока не умеет свой товар продвигать. Согласно мировой практике это задача государства. И хотя Россия озаботилась этой проблемой, пока, грубо говоря, нет задания и нет людей, которых накажут, если они его не выполнят. Несмотря на упаднические в целом настроения, похоже, все уверены, что капиталы из АПК не побегут. Быстрый выход из агробизнеса - это большие потери. В Зерновом союзе советуют коллегам сжать зубы и пережить трудные времена.
А они, как уверяет наш высокопоставленный источник в союзе, таки будут. Здесь прогнозируют снижение инвестиционной привлекательности сельского бизнеса, уменьшение посевных площадей. И говорят даже, что столь мрачные перспективы не за горами: первых ласточек мы узрим уже осенью, когда начнется сев озимых.
Итак, бизнес волнуется. Это в принципе понятно: падение цен - это потеря доходов, а деловые люди переносят такие явления с трудом. Разделяет ли государство эти опасения и в какой мере?
Евгений Арсюхин

Алексей Гордеев:
Много хлеба не бывает

Корреспондент "РГ" побеседовал с вице-премьером - министром сельского хозяйства Алексеем ГОРДЕЕВЫМ. Наша беседа состоялась в Краснодаре, где в минувшую субботу прошел грандиозный праздник урожая. Ликуют весь город и вся Кубань. Передовики производства получают в подарок автомобили. Так региональная власть пытается стимулировать крестьян работать на земле и дальше. Что в свою очередь может сказать селянам обнадеживающего власть федеральная?
- Алексей Васильевич, в последние дни только и разговоров, что о кризисе перепроизводства в АПК. Вы разделяете эту тревогу?
- Я бы не говорил о перепроизводстве. Требуется резкий импульс развития животноводства, прежде всего свиноводства и птицеводства. А для этого нужно зерно. Необходим продуманный протекционизм животноводческой отрасли. ЕС подняло ставку импортного тарифа на зерно, закрыв свой рынок для России, и в то же время там ввели субсидии на ряд мясных продуктов, поставляемых в Россию. Правительство должно принять меры, чтобы наше животноводство поддерживало устойчивый темп развития и наращивало его. Производство свинины и мяса птицы в России растет, но этот темп нужно удвоить и утроить.
- Значит ли это, что ставка будет сделана на производство кормов, а не на экспорт зерна?
- Производство зерна не только для внутреннего, но и для внешнего рынка, становление нашей страны как мировой зерновой державы - это также крайне важно. Но надо понять, что пока у нас не будет лишнего зерна для продажи его на внешние рынки, то и развивать экспорт мы не сможем. Сегодня удачный момент для принятия мер, чтобы "лишний" объем зерна на рынке пошел в том числе на экспорт. Для этого в сентябре Правительство рассмотрит проблему развития зернового производства и стабилизации зернового рынка.
- Не поздно ли - в сентябре?
- Зерно помимо прочего еще и стратегический запас как для страны, так и для конкретного аграрного хозяйства. Оно может храниться три года. Неясно, какой урожай будет в следующем году. Ведь у нас всего второй год нормальный урожай, и то - нынешнюю страду еще завершить надо. В позапрошлом году мы имели всего 65 миллионов тонн. Три года назад - 55. Еще годом раньше - 48. Нельзя сказать, будто в России скопилось "лишнее" зерно в катастрофических количествах.
- Прогнозируете ли вы разорение крестьян из-за обрушения цен на зерно?
- Проблема есть. Сельхозпроизводители сумели собрать нормальный урожай, и задача не только крестьян, но и Правительства - сделать так, чтобы люди за свой труд получили доход, чтобы этот год показал крестьянину - надо продолжать работать в тех же темпах. Важно сохранить мотивацию к труду. Опять же, на сентябрьском заседании Правительства мы предложим целый набор мер для этого.
- Не раньше?
- Чтобы принять большие решения, нужно как минимум издать постановление Правительства или даже закон. Конечно, в США в такой ситуации правительство на бюджетные деньги оперативно скупает зерно и поддерживает уровень цен, обеспечивающий доходность работы крестьян. У нас денег на это недостаточно.
- Значит ли это, что государство этой осенью не будет повторять опыт зерновых интервенций, то есть скупки зерна, как в прошлом году?
- Опыт интервенций повторять надо. В прошлом году они свою задачу выполнили, цены поднялись на 10 процентов. Но выходить с небольшими деньгами, пытаться влиять на рынок "комариными укусами" - это и неэффективно, и дискредитирует весь механизм. Надо действовать масштабней и найти порядка 5 миллиардов рублей. Выходя на рынок через биржу, мы вполне сможем поднять цены и сохранить мотивацию к продолжению расширенного воспроизводства, оживить работу трейдеров и потребителей.
- Сколько зерна сможет экспортировать Россия в этом году?
- 5-6 миллионов тонн, как и в прошлом. Но проблемы все те же: и ограниченные мощности портов, и жесткая конкурентная борьба на внешних рынках. Нам надо учиться в ней побеждать. Сегодня целый ряд африканских стран централизованно закупают зерно. Кто с ними работает? США, Австралия... Почему не Россия? У нас гораздо более выгодное географическое положение, чтобы торговать с этими странами, чем у них.
- Будет ли схлопывание посевных площадей под озимые?
- Мы не прогнозируем такого развития событий. Озимый сев пройдет нормально. В прошлом году Россия засеяла озимыми 16 миллионов га, и в этом году как минимум засеем ту же площадь, и есть надежда, что будет даже рост.

Российская газета

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: