Вступление России в ВТО - это вызов, который мы не можем не принять. Отказ присоединиться к ВТО будет расценен мировым сообществом как проявление слабости. Политический и экономический имидж страны будет непоправимо испорчен. Вместе с тем вступать в ВТО на любых условиях, в отсутствие промышленной (отраслевой) политики, без государственной системы поддержки экспорта чрезвычайно рискованно. Мы потеряем потенциально конкурентоспособные отрасли с высокой добавленной стоимостью, окончательно и бесповоротно превратимся в сырьевой и потребительский придаток экономически развитых держав.
Переговорный процесс надо использовать для выявления и консолидации национальных конкурентных преимуществ и наращивания усилий по развитию экспорта, особенно несырьевого. Проект вступления России в ВТО при должном исполнении может помочь решить задачу колоссальной важности, к которой российские реформаторские кабинеты, озабоченные главным образом пожарными проблемами макроэкономической стабилизации, до сих пор толком не подступались. А именно - выработать долгосрочную социально-экономическую стратегию страны. Без формирования такой стратегии невозможно осознать наши базовые неконъюнктурные интересы во внешнеэкономической сфере и, следовательно, сформулировать внятные требования к условиям нашего членства в ВТО.
В самом общем виде "техническое задание" к разработке экономической стратегии включает в себя следующие пункты.
- Интеграция России в мирохозяйственные связи неизбежна, но нельзя потерять производства, способные в будущем обеспечить конкурентные преимущества страны.
- Россия должна четко определить национальные конкурентные преимущества. Где будут наши экономические выигрыши и проигрыши от интеграции в мировую экономику?
- Российским компаниям важно составить глобальные стратегии. Как не потерять внутренний рынок в конкуренции с импортом? Как укрепить позиции на внешнем рынке?
- Общество призвано оценить проблемы, связанные с интеграцией в международное разделение труда. Допустимо ли для страны потерять целые отрасли хозяйства? Какой будет уровень безработицы? Чем это грозит обществу?
- Государство должно разработать экономическую стратегию. Как поддерживать перспективные отечественные компании? Как отстаивать их интересы на рынках? На каких условиях вступать в ВТО?
Глубокая проработка этих проблем требует специального исследования, включающего не только традиционные для российских экономистов выкладки на базе статистики Госкомстата, Минфина и других официальных источников, но и микроэкономические исследования положения дел в отдельных подотраслях и даже корпорациях. Только отсюда можно вынести конкретную информацию о конкурентоспособности нашего хозяйства и наметить пути ее усиления.
Задача провести подобное исследование еще даже не сформулирована. Мы же можем предложить лишь самый предварительный подход к проблеме, претендующий, однако, на принципиальную новизну. Новизна эта заключается в отражении самых разных точек зрения предпринимателей на пути интеграции России в мирохозяйственные связи, в сочетании макроэкономических выкладок ученых-экономистов с опросом топ-менеджеров ведущих российских компаний.
Наша стратегия
Мировая экономика вступила в полосу торможения и нестабильной динамики длительностью порядка десяти-пятнадцати лет. Поэтому, делая ставку на сохранение экспортно-сырьевой модели экономики, Россия в ближайшие годы сможет обеспечить темпы роста не более 2-3% в год, чего совершенно недостаточно для возвращения в "высшую лигу" мировых лидеров. Кроме того, данная модель сопряжена с огромным риском зависимости от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
Ближайшие десять-пятнадцать лет ведем политику "опоры на собственные силы": ставка на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли используются как доноры; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищаются от поглощения иностранцами; приветствуется и всячески стимулируется импорт капитала и технологий, а не товаров; государство проводит агрессивную промышленную политику. При этом вступление в ВТО осуществляется с максимумом оговорок переходного периода. В дальнейшем проводится резкая либерализация доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок (одновременно со снятием всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки), отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью вступают в открытую международную конкуренцию вне и внутри России.
Внутренние предпосылки для стратегической рефокусировки экономической политики государства также налицо.
Во-первых, за прошедшие после августовского кризиса годы российское хозяйство вышло из восьмилетней черной полосы "экономики спада". Это хотя и квазирыночная, но уже вполне капиталистическая экономика. Нынешний конъюнктурный спад в России - первый опыт классической рецессии в рамках традиционного бизнес-цикла.
Во-вторых, в прошлом году на фоне резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры впервые, без всяких управляющих действий со стороны государства, локомотивами экономического роста стали внутренний потребительский и инвестиционный спрос.
Наконец, логика развития воспроизводственных процессов обусловливает возврат на внутренний рынок целого ряда преуспевших во внешней торговле, но изначально совершенно неэкспортных отраслей российского хозяйства - металлургии, производства минеральных удобрений и ряда других. Прекращение спада в инвестиционном строительстве, машиностроении и сельском хозяйстве объективно приводит к росту внутреннего спроса на металл и удобрения. Это особенно значимо на фоне затоваривания соответствующих экспортных рынков.
Однако надо четко понимать, что ставка на внутренний рынок и раскрутка экономики потребительского типа отнюдь не означает курс на автаркию. Это вовсе не глобальная стратегия "на все времена", напротив. Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство мог бы быть таков.
Ближайшие десять-пятнадцать лет ведем политику "опоры на собственные силы": ставка на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли используются как доноры; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищаются от поглощения иностранцами; приветствуется и всячески стимулируется импорт капитала и технологий, а не товаров; государство проводит агрессивную промышленную политику. При этом вступление в ВТО осуществляется с максимумом оговорок переходного периода. В дальнейшем проводится резкая либерализация доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок (одновременно со снятием всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки), отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью вступают в открытую международную конкуренцию вне и внутри России.
Конкурентоспособность российского бизнеса в некоторых отраслях (по результатам опроса 50 топ-менеджеров и экспертов)
Агропромышленный комплекс
Выжившее за годы реформ и вновь возникшее на селе производство оказалось весьма эффективным и конкурентоспособным. Его экологически чистая продукция настолько востребована, что Европейский деловой клуб, по словам его президента Сеппо Ремеса, намеревается открыть филиал в Краснодарском крае - так много там теперь иностранных фирм, желающих инвестировать в российский АПК.
Но мировые рынки поделены и защищены тарифными и лицензионными барьерами. Внутри России наш экспорт ограничивают высокие транспортные тарифы и неразвитость инфраструктуры, особенно портовой. Стратегия экспорта продукции АПК требует инвестиций в портовое и складское хозяйство, поощрения совместных предприятий с иностранным капиталом и налаживания сертификационной деятельности.
Виктор Семенов, экс-министр сельского хозяйства РФ:
- Первое, что надо сделать на федеральном уровне, - завезти семя мясных пород по лизингу. Если государство объявит, что оно этот лизинг поддерживает, коммерсанты найдутся. Нужно думать об экспортных субсидиях уже сейчас, пока не вошли в ВТО. Без экспортных субсидий мы не выйдем на мировой рынок. Что касается инфраструктуры, то у государства нет денег, но есть инструмент гарантий, под это можно привлекать компании.
Зерно. Похоже, что страна находится на грани глубокого кризиса перепроизводства зерна, который может продлиться несколько лет. Поэтому акцент надо сделать на развитие экспортной инфраструктуры, стимулирование развития новых, нетрадиционных рынков использования зерна создание системы складских свидетельств. (Д. Рылько, Институт конъюнктуры аграрных рынков).
Впрочем, в последние годы переходящие запасы зерна были заметно ниже уровня продовольственной безопасности (16-17% от уровня его годового потребления, а у нас они не превышали 8-9%). Пополнение запасов зерна требует расширения государственных закупок (Р. Гумеров, Институт макроэкономических исследований при МЭРТ РФ).
Масличные. Отрасль исключительно привлекательна для инвестирования в расчете на вытеснение с отечественного рынка западного масла и маргарина. Более того, в ближайшие годы Россия должна стать устойчивым нетто-экспортером растительного масла. Среди проблем - ограниченная сырьевая база. Наращивание посевных площадей практически невозможно, поэтому крайне важно повышение урожайности культуры (Д. Рылько).
Молоко. Через два-четыре года страна столкнется с перепроизводством молока, однако представления хозяйственников о том, что делать в этой ситуации, весьма туманны. Проблема резко усугубляется чрезмерно высокой сезонностью молочного производства (С. Пластинин, президент Молочного союза).
Мясо. В течение 90-х годов этот сектор подвергся массированной атаке в виде экспортных субсидий стран ЕС. Это привело к долгосрочному искажению ценовых пропорций между мясом говядины, свинины и птицы: стоимость говядины в нашей стране практически равна стоимости свинины, тогда как в развитых странах говядина значительно дороже. В результате в стране низкие стимулы к наращиванию мясного поголовья. Здесь необходимо тарифное квотирование, простое увеличение импортных пошлин может оказаться низкоэффективным на фоне экспортных субсидий со стороны ЕС (Д. Рылько).
Птица. Отечественные компании имеют неплохие шансы полностью вытеснить импорт во всех сегментах, кроме окорочков. Серьезной проработки заслуживает и идея экспорта отдельных частей куриной тушки (грудки и крылышки). Импорт окорочков следует регулировать с учетом того, что они являются источником дешевого мясного протеина для основной массы россиян (Д. Рылько). "Я бы не хотел, чтобы сегодня было так: американскую птицу закрыли и наши птичники - цари, которые будут диктовать цены. Но нельзя допустить тотального завала, когда они своими низкими ценами на нас давят. Российская птица намного лучше, мы работаем на качественном зерне, а не на стимуляторах роста" (И. Бабаев, АПК "Черкизовский").
Защита внутреннего рынка. Борьба за высокие импортные пошлины на продовольствие в значительной мере бьет мимо цели. Страны ЕС и США умеют эффективно "взламывать" тарифную защиту, которая, кстати, неэффективна в условиях укрепления национальной валюты и "дыр" в таможенном регулировании. Более эффективно квотирование импорта основных продуктов.
Серьезная угроза связана со вступлением в ЕС стран Центральной Европы. Эти страны уже получают аграрные субсидии, а начиная с 2004 года они резко увеличатся. Многие западные компании рассматривают возможности переноса ряда экологически емких производств (прежде всего животноводческих комплексов) в центральноевропейские страны, а также наращивание здесь производства зерна. Это приведет к усилению давления импорта на внутренний рынок России и к усилению конкуренции с ЕС за внешние рынки (Д. Рылько).
Проникновение на внешние рынки. Самостоятельно российским компаниям сделать это будет практически невозможно - по двум причинам. Первая - жесткая конкуренция и недостаточность государственной внешнеэкономической поддержки. Рынки сбыта, скажем, российского зерна достаточно ограничены (Азербайджан, Израиль, Грузия). С середины 90-х годов доля пяти крупнейших стран - экспортеров пшеницы в общем объеме ее мирового экспорта не опускалась ниже 82%, а в отдельные годы превышала 90% (Р. Гумеров).
Вторая группа причин - завышенные железнодорожные тарифы, негармонизированные стандарты, отсутствие наших сертификационных агентств за рубежом, экспортные пошлины, низкая пропускная способность портов. Не развита кредитная система, система страхования, нет системы информационной и консультационной службы для сельского хозяйства (Е. Серова, Институт экономики переходного периода).
Государственная поддержка. "Нужен механизм субсидирования процентной ставки. Весь мир работает на кредитах под три-четыре процента годовых, а мы - под двадцать два процента. Мы бы хотели получать кредиты по программе субсидирования ставки, но желающих много, а денег, увы, мало. Был бы хотя бы десятилетний лизинг, окупаемость в зерне сократилась бы до одного-двух лет" (Я. Шляпочник, "Русагрокапитал").
Главная угроза для отечественного АПК связана с результатами реформирования отечественных естественных монополий. В настоящее время российский АПК пользуется, пожалуй, самыми дешевыми в мире энергетическими ресурсами и азотными удобрениями. В случае выполнения требований ВТО цены на них поднимутся, что резко ослабит нашу конкурентоспособность (Д. Рылько).