Мера оправдывается значительным ростом импорта курятины и прочей крылатой продукции в Россию: за последние четыре года ее доля на внутреннем рынке возросла с 23% до 58%. На самом деле попытки наложить ограничения на ввоз птицы предпринимались давно. Весной прошлого года разразилась «куриная война» между Россией и США: ссылаясь на нарушения американскими производителями и торговцами санитарно-эпидемиологических норм, РФ объявила почти полный бойкот тамошней птице. Правда, это было вызвано, возможно, не столько санитарными причинами и давлением внутренних производителей птицы, сколько интересами сталеваров: по распространенной версии, Россия ответила бойкотом «ножек Буша» на ограничения на ввоз в Америку российской стали. Однако уже после того, как это конфликт в основном был улажен (США согласились усилить санитарный контроль над продукцией из «проблемных» штатов), в правительстве заговорили о необходимости расследования и введении дополнительных пошлин.
При этом интересно, что весной 2000 г. эти пошлины как раз снижались (с 30% до 25%), что объяснялось необходимостью борьбы с «черным импортом». При высоких пошлинах торговцам оказывалось выгоднее ввозить американские окорочка нелегально - через Прибалтику и некоторые страны СНГ, в обход таможен. Другой распространенный вариант: пока существовала разница в обложении курятины и мяса индейки (30 против 5, затем 15%), в таможенных документах одна продукция подменялась другой. При этом государство теряло суммы во много миллионов долларов, дажеесли иметь в виду официальную статистику поставок. До сих пор с этим явлением пытались бороться ужесточением таможенного контроля, например сократив число «уполномоченных» пунктов пропуска.
«Ножки Буша» хлынули в нашу страну в начале 90-х, когда одновременно с либерализацией импорта стал резко хиреть отечественный аграрный сектор. В 1997 г. американцы и в меньшей степени европейцы контролировали уже более 60% внутреннего российского рынка птицы. Только из США в том году поступило такой продукции на 820 млн долл., что составляло более 10% от всего объема «птичьего» производства Америки и почти 25% экспорта «ножек» (не только американские, но и европейские потребители предпочитают грудку, т.к. в ножках накапливаются «неэкологичные» ингредиенты использованных кормов). Августовский кризис на некоторое время встряхнул и стимулировал отечественного производителя. Чтобы не потерять российский рынок, американцам пришлось существенно снизить отпускные цены – в результате чего объем (во всяком случае официального) американского импорта птицы в РФ возрос с 330 млн долл. в 1999 г. до свыше 650 млн в прошлом. С учетом возросшего импорта из Европы, а также Бразилии доля зарубежной птицы на рынке существенно превысила 50%.
Ситуация объяснялась не только гибкой ценовой политикой американских и прочих производителей: при существующих высоких технологиях бройлерного производства себестоимость мяса, особенно в США, низкая и игра ценами позволительна. Их российские коллеги пока обладают куда меньшими резервами роста, ввиду как серьезных долговых проблем, копившихся все 90-е годы, так и кризиса смежных отраслей. 400 существующих бройлерных фабрик пока или почти стоят, или слишком медленно прибавляют в объемах выпуска, не в силах переварить все большие объемы зерна и другого фуража, который выращивают фермеры. В правительстве решили, что единственный выход в данной ситуации – искусственно чуть уменьшить уровень конкуренции с американцами. Дескать, квотирование, как и высокие пошлины на птицу, – обычные инструменты защиты своих производителей в других странах, причем инструменты зачастую значительно более жесткие, чем в России. Ссылаясь на этот факт, на переговорах по вступлению страны в ВТО наша делегация стала отстаивать такую схему: поначалу ввозная пошлина на мясо птицы повышается до 50%, а затем в течение 10 лет аккуратно снижается до 20% или даже менее. Однако такой план, одобренный для ряда «сельскохозяйственных» стран, в отношении России зарубежные партнеры не приняли, так как он означал серьезные проблемы для производителей, прежде всего США, на несколько лет. Разногласия по этому вопросу становятся одной из причин торможения процесса присоединения страны к ВТО, причем причиной трудноразрешимой. И не только эта, но и другая важная проблема медлит с решением из-за «куриного вопроса» - а именно пресловутая поправка Джэксона - Веника, ограничивающая торговые связи с США.
Правительственные квоты наверняка вызовут новые возможные упреки из-за рубежа, хотя вводимые меры существенно ограничат лишь официальный импорт птицы, в прошлом году составивший чуть более 1300 тыс. тонн. Что касается «черного» и «серого» ввоза, то последний, сократившийся в последние два года, имеет шансы опять вырасти, если государство не изобретет более жесткие механизмы контроля. А главное – если российский производитель не увеличит собственное предложение на рынке. Это нелегко, особенно в условиях американского «демпинга», но возможно, что показывает опыт развития отрасли за последние годы.