В настоящее время в области ведут свою работу более 300 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности и более 1,5 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств. Характерная для всей России проблема недостатка собственных оборотных средств в сельском хозяйстве существует и для сельхозтоваропроизводителей нашей области. Сезонное кредитование под недостаток оборотных средств коммерческими банками для большинства сельскохозяйственных организаций недоступно из-за высокой процентной ставки, короткого срока пользования кредитными ресурсами и наличия большой кредиторской задолженности у предприятий.В качестве выхода из сложившейся ситуации принят порядок авансирования сельхозтоваропроизводителей до получения урожая за счет средств областного бюджета на возвратной основе. Возврат средств осуществляется поставками продовольствия в учреждения социальной сферы, потребность которых в хлебе, хлебобулочных изделиях, макаронной продукции и крупах от урожая текущего года до урожая следующего года составляет (в пересчете на зерно) 200 тыс. тонн продовольственного зерна.Кроме этого, для обеспечения молочными, мясными продуктами и продукцией птицеводства необходимо еще около 150 тыс. тонн фуражного зерна. В счет данного заказа области сельхозпредприятия получают материальные ресурсы (дизельное топливо, бензин, минеральные удобрения, средства защиты растений, запасные части к сельхозмашинам) через государственное унитарное предприятие \"Продовольственная корпорация Челябинской области\".По ряду объективных и субъективных причин ежегодно возрастает задолженность сельскохозяйственных организаций перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами (по единому социальному налогу), за энергоресурсы перед энергетиками, газовиками и другими кредиторами.Все кредиторы, как правило, ждут урожая, чтобы получить продукцию от сельхозтоваропроизводителей по договорным ценам. Договорная цена, как правило, у каждого кредитора и сельхозпредприятия своя. Условия доставки зерна, его хранения и порядок расчетов также определяются договорами.В области нет государственных элеваторов, комбикормовых заводов, комбинатов хлебопродуктов - все они находятся в частной собственности.Для того чтобы погасить задолженность, возникшую перед областным бюджетом и перед кредиторами, цивилизованным путем, нужен механизм, обеспечивающий заинтересованность всех участников оборота зерна:сельхозтоваропроизводителей - в сдаче зерна для расчетов с областным фондом продовольствия; зерноперерабатывающих предприятий - в хранении его, переработке и поставке продуктов учреждениям социальной сферы в течение всего года; кредиторов - в упорядочении расчетов.Для решения этих задач был предложен механизм организации поставок зерна с введением в обращение двойных складских свидетельств на зерно урожая 1999 г.Складские свидетельства стали юридическим инструментом, применяемым в целях развязки неплатежей сельскохозяйственных предприятий с кредиторами путем передачи складских свидетельств от должников к кредиторам в порядке предоставления отступного вместо надлежащего исполнения юридических обязанностей уплатить причитающиеся денежные суммы.
Формирование законодательной базы для внедрения в обращение двойных складских свидетельств на зерно на областном уровне
Введение в обращение нового инструмента потребовало внесения дополнений в действующую нормативно-правовую базу.В августе было принято постановление губернатора области \"О мерах по формированию областного фонда зерна из урожая 1999 года\", которым утверждены:Областные заказчики по формированию областного фонда зерна, в качестве которых выступали финасово устойчивые лицензированные зерноперерабатывающие предприятия; из птицефабрик области - Челябинская птицефабрика, имеющая свой элеватор, комбикормовый завод и автотранспорт, ГУП \"Продовольственная корпорация администрации Челябинской области\". Комиссия по вопросам ценообразования, развитию добросовестной конкуренции, регулированию процесса формирования областного фонда зерна и пресечения злоупотреблений на рынках зерна, ее состав и положение. Порядок применения двойных складских свидетельств на зерно (ДССз) в соответствии с Примерным положением об обращении ДССз в области при формировании областного фонда зерна.Кроме того, был принят ряд других мер по подготовке автотранспорта, железной дороги с участием всех служб и управлений Министерства по налогам и сборам, федеральной службы налоговой полиции, Управления Государственной хлебной инспекции, Государственной продовольственной инспекции, Управления внутренних дел.Дополнительно к постановлению было принято распоряжение губернатора № 1182-р от 4 октября 1999 г. \"О квотах на формирование областного фонда зерна урожая 1999 года\", в котором четко определялось количество зерна, поставляемого сельхозтоваропроизводителями с учетом географии района, транспортного плеча, ассортимента по видам с указанием ориентировочной цены и текущей задолженности перед кредиторами (без задолженности прошлых лет). Определены конкретные кредиторы, с которыми должны производиться расчеты зерном (11 приложений).В качестве основного кредитора выступило Государственное унитарное предприятие \"Продовольственная корпорация администрации области\". Через него осуществлялось погашение долгов по авансированию сельхозпредприятий из областного бюджета, привлеченных кредитов банков и задолженности по платежам в федеральный и областной лизинговые фонды.Кроме того, в список кредиторов включены:отделение пенсионного фонда; фонд социального страхования; государственная служба занятости; областной фонд обязательного медицинского страхования; управление Министерства по налогам и сборам; ОАО \"Челябэнерго\"; ОАО \"Межрегионгаз\"; ОАО \"Челябинсксвязьинформ\"; муниципальные образования.Примерное положение об обращении ДССз содержит следующие пункты:общие положения; участники правоотношений с приложением договоров; обязательства зерноперерабатывающих предприятий-заказчиков и их ответственность; обязанности держателей ДССз, их ответственность; условия по качеству зерна, поставляемого заказчикам; порядок выдачи ДССз при приемке. Порядок замены пришедших в негодность бланков; форма ДССз-бланк; правила заполнения текста и обязательных реквизитов и ведение реестра; порядок расчетов по ДССз и востребование зерна со склада; порядок совершения передаточных подписей при переуступке прав со складским свидетельством; документы и рекомендации по первичному учету и бухгалтерскому учету сельхозтоваропроизводителями, зерноперерабатывающими предприятиями и кредиторами, согласованные с областным управлением налоговой службы.В Главном управлении сельского хозяйства и продовольствия создана программа обработки каждого ДССз в компьютерной сети, по модемной связи, по электронной почте, по факсовой связи. Программа доведена до каждого заказчика. Приемка данных в период уборки урожая производится ежедневно, с уточнением в каждый четверг. Заключительный реестр по расчетам формируется по состоянию на 1 июля следующего года по окончании срока хранения.
Каков результат?
В 1999 г. получен урожай зерна (в весе после доработки) более 1,6 млн тонн. Около 10% от общего объема зерна поставлено в счет ДССз государственным заказчикам для расчетов с кредиторамиВ 2000 г. в обращение было запущено более 3 тыс. ДССз, на каждое было оформлено зерна до 15 тонн. Расширен круг кредиторов и одна треть зерна, принятого по ДССз, была представлена на вторичный рынок в апреле и мае 2001 г. через залоговую часть (варрант). Сельхозпредприятия за 2000 г. полностью произвели расчеты по заработной плате по текущему году. Ряд хозяйств, не имеющих мощностей для подработки и хранения зерна, воспользовались услугами перерабатывающих предприятий для хранения зерна для собственных нужд.В 2001 г. расширен круг заказчиков по формированию областного фонда, включены элеваторы и хлебоприемные пункты, имеющие хорошую базу для хранения и лицензию на право хранения и работы с зерном. Планируется запустить в оборот более 5 тыс. двойных складских свидетельств на зерно. Применение двойных складских свидетельств на зерно в течение 2 лет позволило не только упорядочить расчеты, формирование и использование областного фонда зерна, ценообразование на зерно, но и в какой-то степени урегулировать соотношение цен на сырье и готовую продукцию. Если в 1997-1998 гг. стоимость зерна в булке составляла 30,1%, то в 2000 г. и в первом полугодии 2001 г. - до 46%.
Источник: www.Dinform.ru