Отрадно, конечно, что российские птицеводы решили, дать, наконец, отпор пресловутым "ножкам Буша". Однако пока отрасль вызывает у специалистов больше беспокойства, чем оптимизма. Доля замороженной птицы в структуре потребления значительно превышает все мыслимые нормы. На долю охлажденного парного мяса на российском рынке приходится всего 25-30%. В то время как нормальные пропорции – 80% охлажденного мяса и 20% — замороженного. И дело даже не в том, что свежее мясо дороже или люди не хотят его есть. Просто к качеству охлажденки много претензий . Например, есть опасность отравиться хлоркой. Дело в том, что многие птицефабрики для увеличения срока хранения обрабатывают охлажденных кур хлорином. "Хлор при охлаждении мяса действительно используется, — комментирует ситуацию заместитель директора Всероссийского НИИ потребительского рынка и маркетинга Евгений Мясин. – Все зависит от способа охлаждения использует предприятие. Основных способов три: контактный, воздушный и гидроаэрозольный. При контактном способе действительно можно говорить о наличии хлора ".
По словам экспертов фирмы "Союзэкспертиза" при Торгово-промышленной палате, у нас в стране нет официальной методики определения хлора в мясе птицы. Тем не менее, в прошлом году "Союзэкспертизой" был проведен анализ образцов тушек курицы разных производителей, купленных в столичных магазинах. Пять из шести проверенных образцов птицы оказались "чистыми". Эксперимент показал, что хлором пользуются, в основном, мелкие предприятия, не имеющие возможности закупить приличное оборудование.
А вот с качеством мороженой курятины — причем, не только российской, но и импортной, которая попадает на наш рынок только в мороженом виде — проблемы посерьезнее. Больше половины цены замороженной тушки составляет воздух. По словам экспертов Союза потребителей России, проводившего сравнительный анализ продукции разных птицефабрик, вес птицы начинает уменьшаться уже в процессе размораживания. У разных производителей он снижается от 0,6% до 11,6%. А при отваривании вес может уменьшаться до 52,2%. Но радикальнее всего куры "худеют" при обжаривании — оно снижает их вес от 8,4% до 63,6%.
Однако участников рынка, лоббирующих принятие федеральной целевой программы поддержки своей отрасли, похоже, тревожит не то, как улучшить качество производимой ими продуктами, а как бы получить побольше инвестиций и кредитов и при этом не спровоцировать ужесточение контроля за своей деятельностью. "Каждая страна имеет свои стандарты качества, и нам нельзя ни под кого подстраиваться, — говорят в Мясном союзе . – Потому что если установить слишком жесткие стандарты, то в регламент не сможет вписаться большинство предприятий. Мы должны вносить стандарты безопасности и качества в такой пропорции, которую смогут соблюдать наши предприятия на данном этапе".
Понятно, что федеральная программа (если ее удастся пробить) — это большие деньги . Бюджетные и не только. "На реализацию программы потребуются многомиллиардные затраты — отечественные и зарубежные инвестиции, льготные кредиты для птицеводческой отрасли, -.поясняет эксперт Росптицесоюза Людмила Абрамова. — Будем внедрять международные системы качества, которые позволят даже экспортировать продукт. Прежде всего, будем развивать племенное птицеводство. Надо отказаться от импорта племенных цыплят, поскольку то в одной, то в другой стране возникают опасные болезни птиц. А наш проект программы предусматривает усиление ветеринарной защиты птиц, разработку новых вакцин и препаратов. Кроме того, если раньше все оборудование для выращивания и переработки птицы поступало с заводов Украины и Белоруссии, то сейчас мы будем создавать собственное".
Окончательную победу над "ножками Буша" планируется одержать к 2010 году. По оценкам специалистов, через 6-7 лет Россия сможет обходиться без импортного мяса птицы, доля которого сейчас на российском рынке составляет более 50%. А пока отечественную курятину будут по-прежнему обработанную хлоркой. Причин для этого — хоть отбавляй. Так, на днях в Брянской области у кур обнаружили болезнь Ньюкасла ( куриная чума — вирусное заболевание, передающееся человеку). Как минимум в пяти районах идет падеж птицы, на двух крупнейших птицефабриках уволены ветеринарные врачи, но забивать всех попавших под подозрение кур никто не торопится: их решено подвергнуть вакцинации, и пусть живут — еще пригодятся.
Мария Соловиченко
Русский курьер