Участие в пресс-конференции Рукши несколько снизило остроту заявлений представителей МПС. Хотя иногда спокойная атмосфера нарушалась довольно резкими выпадами. "Не стоит пенять на морозы, при лучшей организации работы в морских портах можно было бы заметно улучшить ситуацию, - сказал замминистра путей сообщения. - Из-за сложившейся ситуации мы в январе были вынуждены отказать в отправке 1,5 млн тонн грузов. От этого страдают интересы всей страны, так как грузоотправители вынуждены уходить в прибалтийские порты".
Нехватку портовых мощностей замминистра транспорта объяснил тем, что после развала Советского Союза половина морских гаваней оказалась за пределами России. Оставшиеся в стране порты были в основном нацелены на импорт грузов, тогда как сегодня доминирует экспорт. "Поменять "реверс" в транспортной системе - нелегкая задача", - заявил Вячеслав Рукша.
Сегодня в морских портах простаивает 163 поезда, в каждом из которых - 71 вагон. Проблему усугубляет специфика портов, не позволяющая наверстать день простоя. Наиболее сложная ситуация сложилась во владивостокском "Восточном порту", где простаивает около полутора тысяч вагонов. Но, как заявил "Известиям" заместитель генерального директора этого порта Владимир Дудко, уже в течение следующей недели ситуация нормализуется. "Продолжительные рождественские праздники задержали процесс заключения традиционно переоформляемых в январе договоров на фрахтовку судов, их просто не хватало, - говорит он. - В начале января мы работали в сложных метеоусловиях, скорость ветра в районе порта достигала 35 метров в секунду. На темпах работы также сказывается и частая подача составов с разными марками угля - дополнительное время уходило на сортировку вагонов".
Сейчас в ожидании судов на складах угольного комплекса "Восточного порта" скопилось около 55 тыс тонн угля. Но уже в ближайшее время ожидается подход судов общим тоннажем 780 тыс тонн. Только загрузить уголь будет проблематично, поскольку из-за мороза он превратился в глыбы. Размораживают уголь в так называемых "тепляках", где температура достигает 40 градусов тепла. Однако такие сооружения есть не во всех портах, их нет даже в Санкт-Петербурге. В таком крупном порту, как "Восточный", всего два "тепляка", способных принимать лишь по 16 вагонов каждый. При этом в порту ежедневно находится около 600 вагонов с углем, при плановой разгрузке вагонов 520 вагонов в сутки. В среду в "Восточном" выгрузка угля составила 490 вагонов.
Решить проблему можно развитием припортовых мощностей. Понимая это, железнодорожники, по словам Вадима Морозова, намерены инвестировать на данные цели $5 млрд. Вячеслав Рукша заверил, что и сам Минтранс намерен активно развивать специализированные терминалы по зерну, углю и нефти, чтобы ликвидировать проблему простоев вагонов. Он напомнил, что принятая в прошлом году федеральная программа модернизации транспортного комплекса России предусматривает строительство нескольких терминалов в морских портах Усть-Луга, Приморск и "Восточный".
Тимур ХИКМАТОВ
Известия