По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), с января по май этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года цены на продовольственную пшеницу 3-го класса выросли на 30%, а на пшеницу 4-го класса — на 65%. Сейчас средняя цена на продовольственную пшеницу колеблется на отметке 3500 рублей за тонну. Тонна муки 1-го сорта в среднем стоит 4100 рублей, а цена высшего сорта доходит до 6150 рублей. Аналитики прогнозируют дальнейших рост цен и дефицит зерна. Стоимость хлеба из-за сложной ситуации на зерновом и мучном рынках уже выросла с 1 мая на 5%. Рост небольшой, говорят пекари, но только потому, что у производителей имелись возможности для снижения собственной доходности. "Средняя рентабельность в хлебопечении составляет 11%, но сейчас на некоторых предприятиях она снизилась уже до нуля", — говорит президент Союза пекарей Анатолий Косован. Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что рано или поздно стоимость хлеба резко пойдет вверх. "Хлебокомбинаты держат цены, как будто сжимают пружину, которая, дойдя до критической точки, резко разожмется", — образно объяснил он.
Спасать самих себя мукомолы и пекари решили на ближайшем заседании правительственной комиссии по АПК, где будет рассматриваться ситуация на зерновом рынке. Ассоциации отраслевых союзов намерена направить письмо министру сельского хозяйства Алексею Гордееву с предложениями по изменению ситуации на рынке. Основные из них — товарные интервенции, ограничение экспорта российского зерна будущего урожая и стимулирование импорта пшеницы из Казахстана.
Два последних предложения станут для правительства неожиданностью: Минсельхоз уже поспешил назвать Россию экспортной державой. На рынке говорят о плохих прогнозах по будущим сборам зерна — валовый сбор не превысит 70 млн тонн. Чтобы оно осталось в стране, для него надо возвести "пограничный забор". И одновременно стимулировать импорт. Из Казахстана пшеницу уже ввозят, но мукомолы хотят, чтобы она была подешевле: ее ввозят по международным транспортным тарифам. Внутренний тариф снизит стоимость перевозки в 1.5 раза.
Аналитики говорят, что "казахское" предложение может помочь российскому рынку, а вот ограничение экспорта ни к чему хорошему не приведет. "Нельзя в зависимости от урожая принимать подобные стратегические решения", — считает директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько . По словам гендиректора компании "Русагро-Зерно" (входит в группу "Русагро") Антона Малинкина, рынок сам прекрасно себя отрегулирует — дефицит зерна сделает операции на внутреннем рынке рентабельнее экспортных.
Марина Смовж