26 декабря 2025 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Первый блин на экспорт. Правительство отберет лучших зерновых трейдеров
07.02.02


Минсельхоз решил поддержать зерновых экспортеров. Но не всех, а только пять-шесть крупнейших. Государственную поддержку получат только те компании, которые смогут стать реальными игроками на мировом зерновом рынке. Правительство готово помочь трейдерам построить новые порты, договориться с МПС, налоговыми и таможенными службами и избавить от бюрократических барьеров. Впрочем, конкретных шагов от правительства придется ждать довольно долго. Для начала Минсельхозу вместе с рабочей группой надо согласовать все предложения с министерствами. Саму программу по развитию экспорта зерна планируется представить правительству только во втором полугодии. Именно для того, чтобы узнать "из первых рук", что надо сделать для увеличения экспорта зерна, и собрал в cреду в Белом доме руководителей зерновых компаний и компаний-трейдеров вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Как заявил после этого "круглого стола" министр, "мы договорились, что будем действовать современными методами - выявлять по определенным критериям крупные компании - экспортеры зерна и осуществлять государственную поддержку". При этом Алексей Гордеев ссылается на опыт ведущих стран на рынке зерна - Канады и Австралии, где экспортом занимаются 1-2 компании, являющиеся государственными или получающие от государства субсидии, льготные тарифы на перевозки.

Российским компаниям вице-премьер пообещал кредитование через Россельхозбанк, совместное участие в развитии инфраструктуры (строительстве новых портов) и пониженные тарифы от МПС. Кроме того, Алексей Гордеев попытается убедить МНС быстрее возвращать экспортерам НДС. "При нынешней ситуации нет мотивации активно торговать зерном. НДС возвращают через полгода, а это 10% замороженных средств", - считает министр. Еще по $1 с тонны теряют экспортеры из-за необходимости оформлять по два сертификата качества - от Росхлебоинспекции (бумага внутреннего пользования и не признается за рубежом) и тот, по которому зерно примут за границей.

В программе, по мнению Алексея Гордеева, могут принять участие 5-7 крупных российских компаний, но даже они по сравнению со своими международными конкурентами являются карликами. Впрочем, не все участники совещания поддержали идею преференций для избранных. "Выделить крупнейших невозможно, потому что на рынке происходит естественный отбор", - считает генеральный директор компании "Русагро" Вадим Мошкович. С другой стороны, все без исключения зерновые компании хотят помощи от государства. "Ситуация в сельском хозяйстве хуже некуда, и что ни сделаешь, все будет лучше, - говорит президент компании "Росхлебопродукт" Дмитрий Ушаков. - У вице-премьера очень хороший ресурс: он "вырастил" рекордный урожай и к его мнению в правительстве прислушиваются. Если объединить административный ресурс и финансовые, а также творческие возможности компаний, то все получится".

Как объяснил "Известиям" генеральный директор компании "Разгуляй-Зерно" Алексей Иванов, здесь дело не в увеличении экспорта, а в принципе. Государство показало свою заинтересованность, и рынок на это отреагирует. До этого экспортеры сталкивались только с явным противодействием чиновников. Они считали, что у экспортеров одна задача - вернуть НДС. "Если раньше мы НДС не учитывали в рентабельности, то сейчас это становится реальным. А это значит: к 3-5% можно смело добавлять 10% НДС", - признается Алексей Иванов.

Впрочем, ожидать быстрой помощи от государства рано. Дмитрий Ушаков считает, что МПС не согласится на эксклюзивные тарифы, и согласен "лишь" на своевременную поставку вагонов и на то, чтобы МПС проложило дополнительные пути к портам. Что касается строительства новых портов, то здесь оценки необходимого финансирования разнятся в разы. Генеральный директор "Новороссийского комбината хлебопродуктов" Иван Путилин считает, что строительство одного портового элеватора на 60-70 тыс. тонн обойдется в $5 млн, во столько же - модернизация порта.

Аналитики "Русагро" подсчитали, что для увеличения экспорта зерна до 10 млн тонн понадобится инвестировать в строительство портов не менее $100 млн. Между тем "Росхлебопродукт", по словам Дмитрия Ушакова, уже строит собственный порт в Санкт-Петербурге и планирует в Новороссийске. Хотя его компания не отказалась бы сейчас и от государственной помощи.

Источник: Известия

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: