Подсолнечное масло: курс на экспорт
На главную  |  Зерно-Weekly  |  Сельхозтехника  |  Форумы  |  Объявления  |  Товары  |  Подписка
  16 декабря  2017г. Суббота             Реклама на сайте  





Подсолнечное масло: курс на экспорт


22.11.17

Подсолнечное масло постепенно завоевывает мировые экспортные рынки –за последние 5 сезонов его мировое потребление увеличилось на 20%, и в 2016/17 МГ оценивается уже на уровне 16,5 млн. тонн. При этом объемы мировой торговли составляют порядка 8,5 млн. тонн, и, согласно последним отчетам Департамента сельского хозяйства США, в сезоне 2017/2018 продолжат расти.

Топ-10 потребителей подсолнечного масла в мире в 2016/17 МГ, тыс. т

Основными потребителями подсолнечного масла в мире являются страны ЕС, Россия, Индия, Китай, Турция, Аргентина, Египет и Украина. Но если Украина, Россия и Аргентина не только покрывают внутреннее потребление за счет собственной продукции, но и являются основными поставщиками подсолнечного масла на мировой рынок, то ряду стран приходится импортировать масло для обеспечения потребностей населения.

В настоящий момент крупнейшими импортерами подсолнечного масла в мире являются Индия, страны Евросоюза и Китай, который за последние 5 сезонов увеличил импорт в 2 раза. По оценке аналитиков oilworld.ru, потребление подсолнечного масла в Индии и Китае будет продолжать расти, что, в свою очередь, повлечет за собой дальнейший рост импорта. По прогнозам экспертов, импорт подсолнечного масла в Индию к 2022/23 МГ прирастет на 1,9 млн. тонн в год, в Китай – на 0,5 млн. тонн в год. В Турцию и Египет, которые в настоящий момент являются основными направлениями экспорта из России, его рост пока не прогнозируется, а вот по прочим странам прирост составит еще порядка 0,2 млн. тонн. Опираясь на результаты прогноза, можно сделать вывод, что в мире появится потребность в дополнительном объеме подсолнечного масла в 2,6 млн. тонн, которую могут реализовать страны, имеющие значительную сырьевую базу, современные перерабатывающие и портовые мощности.

Обладая самым большим портовым потенциалом среди всех стран Черноморского бассейна, Украина, в связи с отсутствием возможности развиваться в экспорте энергоресурсов, в последние пару десятилетий активно наращивала экспорт сельскохозяйственной продукции, в частности – подсолнечного масла. Около 15 лет она опережала Россию, являясь безусловным лидером среди стран-экспортеров подсолнечника и продуктов его переработки. Но потенциал Украины не безграничен, и возможности наращивания экспорта по растительным маслам в настоящий момент почти исчерпаны. Уже сегодня очевидно, что предел экспорта подсолнечного масла из Украины находится в районе 5 млн. тонн. По оценке МСХ США, валовой сбор подсолнечника в Украине в текущем сезоне снизится на 1,7 млн. тонн, что повлечет за собой снижение экспорта подсолнечного масла Украиной в 2017/18 МГ практически на 700 тыс. тонн (на 12%).

Что касается урожая подсолнечника в России, то прогнозы МСХ США намного более радужные. От этого сезона ожидают очередного рекорда - 11,5 млн.тонн. Отечественные эксперты более консервативны в своих прогнозах – из-за погоды они снизили прогноз по сбору подсолнечника до 10,5 – 11 млн. тонн. Однако, в любом случае, ситуация будет лучше, чем на Украине. Особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Так, по словам директора дивизиона по развитию экспортного потенциала компании «Эфко» Алексея Гаврилова, доступный экспортный потенциал России к сезону 2025/2026 может составить 5,4 млн. тонн растительных масел.

Для реализации этого плана у России есть все: современные высокотехнологичные мощности по переработке, которые уже сегодня в состоянии переработать 19-24 млн. тонн масличных, развитая внутренняя портовая логистика – мелководные порты Азовского моря: Ростов, Азов, Ейск, Таганрог, терминал в Новороссийске (200-250 тыс.тонн/год масла наливом), а также глубоководный терминал Тамань (до 1,5 млн.тонн/год наливных грузов). Это уже позволило России по итогам сезона 2016/2017 года экспортировать на мировой рынок рекордные в современной истории государства 2,9 млн. тонн растительных масел.

Пока Россия обеспечивает свои лидирующие позиции преимущественно сырьевой составляющей – 80% экспорта составляет нерафинированное масло, поставляемое наливом, в то время, как конечным продуктом на этом рынке является рафинированное масло. Оно является продуктом глубокой переработки на 30-40% выше, чем стоимость сырца. Учитывая высокую значимость развития экспорта рафинированного подсолнечного масла, необходимо заручиться поддержкой государства и разработать комплекс мер, включающих широкий доступ на внешние рынки за счет установления международных договоренностей по таможенно-тарифным и фитосанитарным условиям, а также предусмотреть внедрение внутренних налоговых, финансовых и логистических преференции компаниям– поставщикам.

Oilworld.ru
По этой статье комментариев нет. Оставить комментарий
Версия для печати Версия для печати