26 апреля 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Поле для конкуренции

24.11.08


Зерновой рынок в России всегда формировался не благодаря, а вопреки государственной политике, считают участники круглого стола "Инновационные проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей сельскохозяйственной продукции", прошедшего в рамках Международной выставки "Сельхозпродмаш-2008".
Рост отрасли сегодня обеспечат полноценное участие растениеводства в национальном проекте развития АПК, кадры и селекционные достижения.


Зерно проблемы
Посевные площади на территории России за последние три года удалось увеличить на 5 млн гектаров, с 43 млн до 48 млн. Это своеобразный рекорд последнего десятилетия и, по словам президента Зернового союза России Аркадия Злочевского, крупное достижение современной экономики, если учесть, что начиная с восьмидесятых годов посевные площади стремительно уменьшались. Сегодня соответственно вырос и валовой сбор, показывая значительные излишки отечественного зерна. С одной стороны, большой урожай — удача для селянина, с другой — за ним следует понижение цен на пшеницу и возникают проблемы с хранением сырья, так как мощности элеваторного хозяйства на избытки не рассчитаны. Так, в Приволжском федеральном округе на сегодняшний день негде держать около 5 млн тонн зерна. Оно хранится в неприспособленных для этого амбарах, и существует реальный риск потери качества сырья, а возможно, и количества. Конечно, его можно развезти по другим регионам, а также поставить на экспорт, как это сделали, например, в Южном федеральном округе, где порядка 8 млн тонн в этом году было вывезено за границу. Однако на этом пути встают чрезвычайно высокие транспортные тарифы, которые, как говорит Злочевский, на российских железных дорогах сегодня в два раза выше, чем на дорогах, скажем, США. Нагрузка на железнодорожный транспорт между тем возрастает с каждым годом. К 2020 году согласно государственной стратегии развития производители должны нарастить валовой сбор зерна до125—140 млн тонн. Из общего парка вагонов для нужд сельского хозяйства, а это тридцать три тысячи штук, для перевозки зерна используются двенадцать тысяч. Больше половины из них имеют средний возраст 18 лет, а после 22 лет эксплуатации они будут списаны. Таким образом, уже через четыре года зерновое хозяйство страны рискует потерять 56% вагонного парка. Зерна в тот момент, скорее всего, будет собрано на 5 млн тонн больше, чем сегодня. Аркадий Злочевский считает: “Железная дорога теряет конкурентоспособность в связи с отсутствием вагонов и ростом стоимости перевозок, в итоге резко увеличивается транспортное плечо, в приоритете остается автомобильный транспорт”.
Резкое снижение конъюнктуры зернового рынка, делающее убыточными экспортные операции, также один из негативных моментов обильного урожая. Решить ситуацию предлагается, в частности, экспортными субсидиями, позволяющими отправить излишки, а это 30 млн тонн со всей страны, за рубеж, чтобы они не обрушали цены на внутреннем рынке. Де-факто план 2020 года по излишкам зерна на сегодня отрасль уже выполнила. И даже если предположить, что всех сельскохозяйственных животных начать кормить зерном, исключив комбикорма, то понадобится лишь 11 млн тонн. Остальное все равно придется экспортировать, а для этого нужны специальные программы. Как отметил Аркадий Злочевский, препон на пути развития зернового рынка государство сегодня ставит гораздо меньше, чем это было еще десять лет назад, но при этом растениеводство все еще не получило поддержку в виде национального проекта, в отличие от животноводства. Государство сегодня финансирует лишь программы, касающиеся элитного семеноводства, удобрений и техники, приобретаемой в лизинг. По сути, у селян нет стимула для расширения производства, а значит повышения его конкурентоспособности. Рынок зерна до сих пор стихиен. Скажем, после того как в разы поднялись цены на дизельное топливо и удобрения, стоимость пшеницы уменьшилась вдвое. Выбраться из “ножниц”, в которые попали сельхозпроизводители, отчасти способны помочь бюджетные компенсации на приобретение удобрений и горюче-смазочных материалов — 20 млрд рублей. Однако это пожарные меры, а необходима профилактика: помощь бюджета, региональные зерновые союзы, выплаты за каждый добавленный гектар среднестатистических посевов и каждый прибавленный центнер урожайности, развитие инфраструктуры. Только в этом случае, считают в Зерновом союзе, сельхозпроизводители смогут иметь “столбовую дорогу, а не узкую щелку для своих зерновых интересов”.

Кадровые всходы
Инновационная кадровая политика — тоже профилактические меры в развитии сельского хозяйства, тем более если она строится в самом начале профессиональной лестницы. Инновации, которые были введены, например, в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, по словам ее ректора Александра Дозорова, позволили значительно увеличить количество трудоустроенных по специальности выпускников. Обучающий комплекс, разработанный здесь, включает в себя получение среднего и высшего образования, обучение рабочим профессиям, лицей- ские классы, обязательную трудовую практику, студенческие отряды. Начинается все с организации лицейских классов в сельских школах, куда для проведения показательных уроков регулярно выезжают ведущие преподаватели академии и студенты. Это, считает Александр Дозоров, позволяет учителям определить срез знаний учеников, а школьников внутренне настраивает на поступление в аграрный вуз. Практика показывает, что у абитуриента, получившего образование в городской школе, шансов пройти вступительные экзамены успешнее, чем его сельский конкурент, больше. Однако вероятность того, что молодой человек из города отправится работать в деревню, обратно пропорциональна этому показателю. Поэтому и готовят сельских школьников заранее к аграрным профессиям. Александр Дозоров говорит: “Лицей- ская система дает нам такие важные цифры: 87% ребят, обучающихся на бюджетной основе, — бывшие сельские школьники”. Нововведение вуза — рабочие профессии. Они встроены в программу как дополнение к основному образованию. В результате агроном получает еще и удостоверение тракториста, водителя категории “А” или слесаря. В перечне специальностей продавец, бухгалтер, кассир, всего 15 наименований на выбор. Такие меры, по мнению организаторов учебного процесса, позволили за пять лет поднять уровень трудоустройства выпускников на селе с 14 до 54,7%.

Сортовая рокировка
Еще один аспект повышения конкурентоспособности сельхозпроизводителей — новые разработки в селекционной области. Например, выведение сорта, позволяющего собирать богатый урожай хлебных злаков в северных широтах. Генеральный директор научно-производственного центра “Селекция”, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Николай Тупицын рассказал о кормовом ячмене, превосходящем пшеницу и кукурузу по составу аминокислот и опережающем их по срокам созревания. Еще десятилетие назад возможность выращивания озимого ячменя существовала только на полях, расположенных не севернее 50-й широты, то есть в южных регионах. Инновационные разработки селекционеров, с одной стороны, и изменение климата в сторону потепления, с другой, позволили начать возделывание ячменя особого морозостойкого сорта на территории Волго-Вятского региона. Состав белков этого сорта еще ни разу не встречался в этом злаке, а стойкости к холодам удалось добиться благодаря изменению гена наследственности растения. Урожайность его высокая, а сроки созревания выше, чем у других злаков. Николай Тупицын заметил, что работа над выведением сорта велась больше двадцати лет без какой-либо государственной поддержки. Сегодня на севере Кировской области находится уже 189 гектаров озимого ячменя, в Нижегородской — 33, в Марий Эл — 24. Освоение нетрадиционных для этого вида земледелия территорий и далее позволит выйти на его новый уровень, а значит добиться иных результатов в сельском хозяйстве, все больше повышающем возможность конкурировать на рынке.


Биржа
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: