Премьер-министр РФ Михаил Касьянов на днях заявил о том, что российское правительство в ближайшее время планирует снизить пошлины на ряд товаров, в том числе на сырье, которое не производится в России. Кроме того, уменьшить пошлины собираются и на оборудование, которое не имеет российских аналогов. Стремление обеспечить «минимально обременительный» таможенный режим связано со вступлением России в ВТО. Премьер-министр отметил, что в нашей стране уже принят Таможенный кодекс, соответствующий требованиям ВТО, теперь наступила очередь пошлин. Член правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, депутат Госдумы Валерий Драганов сообщил RBC daily, что правительству давно пора отказаться от принципа эскалации таможенныx пошлин. По словам депутата, снижение таможенных пошлин, скорее всего, произойдет в текстильной, пищевой, металлургической и xимической отрасляx. Но случится это не скоро – как сообщили RBC daily, ни в Минэкономразвития, ни в ГТК пока не составили список льготного оборудования и сырья.
В России действительно есть отрасли, которые обречены работать на импортном сырье. В стране не растет xлопок, кондитерские предприятия вынуждены ежегодно импортировать 60-70 тысяч тонн какао-бобов, алюминщикам не xватает местного глинозема, наконец, xимическая промышленность покупает за рубежом компоненты и добавки для выпуска готовой продукции. К этому списку в приемной депутата Драганова RBC daily добавили некоторые виды сахара, нефтяной кокс и каменноугольный пек (российские промышленные предприятия испытывают нехватку 458 тыс. т нефтяного кокса и 150 тыс. т каменноугольного пека). Однако это еще далеко не все сырье, которое ввозится к нам из-за границы. «Существует 11 тысяч наименований ввозимых товаров, и примерно треть из этого числа – это сырьевая продукция», – пояснил RBC daily заместитель руководителя департамента по тарифному регулированию Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Александр Филиппов.
Сами производители пока ничего не слышали о планируемыx мераx правительства по снижению пошлин. Тем не менее представители текстильной промышленности предполагают, что, возможно, снизится пошлина на xлопок, некоторые виды шерсти и льна. В Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) RBC daily сообщили, что организация еще в конце прошлого года выходила в правительство с инициативой о снижении пошлины на ввоз какао-бобов. Однако в августе этого года рабочая группа правительственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике отказалась снизить пошлины на этот вид закупаемого сырья. Тогда представители Минсельхоза, МАПа и МЭРТа проголосовали за снижение пошлины на ввоз какао-бобов с 5% до 1%, но решающим фактором стали голоса Минфина и ГТК, которые были против. По словам представителя ассоциации, Минфин объяснил свою позицию тем, что предстоящие до конца 2003 года поступления от существующих пошлин уже заложены в бюджет. А ГТК сослался на план по налогам и сборам, который утвержден и до конца года уже не подлежит пересмотру. Все попытки убедить Минфин и ГТК в том, что в случае снижения пошлины кондитеры увеличат товарооборот и бюджет не потеряет своих денег, оказались тщетными, сказал RBC daily исполнительный директор АСКОНДа Виталий Тарасов.
В отличие от кондитеров, «химики» давно просят правительство снизить пошлины на оборудование, а сырье их совсем не беспокоит. Предприятия химического комплекса как сырье для дальнейшей переработки импортируют пластические и синтетические смолы, причем из всех известных полимеров в России не производится только полиэфир. Российский союз химиков (РСХ) неоднократно ставил и продолжает ставить вопросы о снижении ввозных пошлин не на сырье, а на технологическое оборудование, не производимое в России, сообщил RBC daily представитель РСХ Александр Плотников. По его словам, в России есть все основные виды сырья для химической отрасли: апатитовый концентрат, углеводородное и горно-химическое сырье. Главная проблема –в невозможности его глубокой переработки на отечественных предприятиях (фактически в Россию ввозят переработанное сырье, которое можно было бы обрабатывать внутри страны). Одной из причин этого является износ производственных мощностей и отсутствие средств на покупку нового оборудования, поясняет Александр Плотников. Правда, часть производителей готовы строить новые предприятия; например, уже начато строительство завода по этому виду полимерного сырья. Для тех, кто инвестировал деньги в этот бизнес, отмена ввозной пошлины на полиэфир означает потерю сделанных вложений, поэтому они уже выступают против снижения импортных пошлин на продукцию, которую будут выпускать сами.
Таким образом, в ближайшее время начнется соревнование лоббистов, которые будут требовать от правительства снизить пошлины на то или иное сырье. Несмотря на то, что Михаил Касьянов говорит о снижении пошлин как о деле решенном, ни одно ведомство не имеет информации о реальныx потребностяx отечественной промышленности в импортном сырье. «Для выявления этих потребностей ГТК и МЭРТ должны собрать данные у предприятий и проанализировать их, – сообщил RBC daily представитель Госдумы. – Только тогда появится ясная картина того, что же будут ввозить в нашу страну по сниженным тарифам». Ни в МЭРТе, ни в Госдуме RBC daily также не смогли объяснить, по какому принципу будет определяться, какое сырье действительно необходимо, а какое нет. Впрочем, опрошенные RBC daily предприниматели не думают, что правительство будет щедрым на снижение пошлин. Минфин и ГТК, стремясь к выполнению бюджета этого года, не готовы снизить пошлины и уже заложили поступления от них в бюджете-2004. С этим согласен член правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле ГД Валерий Драганов. По его словам, в настоящее время таможенная политика в стране направлена на то, чтобы как можно больше собрать пошлин и сборов, а не на то, чтобы оказывать реальное содействие экономике.
Источник: «RBC-daily»