На рынке сельскохозяйственной техники разгорается «ценовая война». Компания «Агромашхолдинг» ввела в октябре новую систему скидок на зерноуборочные комбайны «Енисей», которая будет действовать до 1 января 2004 года. В результате комбайн «Енисей-1200 1М», выпускаемый этой компанией, стал самым недорогим в России. По мнению экспертов, это хорошее подспорье для «Агромашхолдинга» в его конкурентной борьбе с другим лидером рынка – «Ростсельмашем», производящим дешевые комбайны «Нива».
«Агромашхолдинг», учрежденный в марте 2003 года «Сибмашхолдингом», группой «Промышленные инвесторы» и казахстанским банком «Каспийский» (сегодня на долю холдинга приходится около 40% российского производства комбайнов), предложил потребителям своей продукции два вида скидок на осень и зиму 2003 года. Во-первых, это сезонная скидка в 16% на модели комбайнов «Енисей-1200 НМ», «Енисей – 950 (954)» («Руслан») и «Енисей-1200 РМ». С учетом этой скидки цена модели «Енисей-1200 НМ» составляет с учетом НДС от 1 млн 250 тыс. до 1 млн 327 тыс. рублей. А, например, «Енисей-950» («Руслан») с учетом сезонных скидок стоит порядка 1 млн 600 тыс. рублей. Во-вторых, «Агромашхолдинг» сделал специальную скидку в 32% на комбайн «Енисей-1200 1М» с механическим мостом ведущих колес, который к началу 2004 года будет окончательно снят с производства и заменен более современной моделью «Енисей-1200 НМ» с гидравлической трансмиссией.
Таким образом, комбайн «Енисей-1200 1М» сегодня можно приобрести за 890 тыс. рублей, что автоматически делает его самым недорогим серийно производимым российским комбайном. «Если смотреть по ценам, которые производители техники приводили в прайс-листах на выставке «Золотая осень 2003» на ВВЦ, то «Енисей-1200 1М» в самой простой комплектации стал самым дешевым в России комбайном, притом что он никогда не был наименее производительным комбайном в стране и результаты испытаний это не раз подтверждали», – сообщил RBC daily Юрий Зябкин, вице-президент «Агромашхолдинга».
Интересно,что «Агромашхолдинг» ввел скидки на комбайны следом за «Ростсельмашем», который в мае-июне 2003 года снижал цены на комбайны «Дон-1500Б», произведенные в 2002 году, на 25% (цена за этот комбайн в этот период составляла 1 млн 500 тыс. рублей). Главной же причиной столь серьезного снижения цен на «Ростсельмаше» называли процесс модернизации, активно идущий на заводе. Эксперты, правда, уточняют, что введение «Ростсельмашем» скидок перед началом сезона в этом году было вызвано затовариванием. ««Ростсельмаш» продавал комбайны со скидкой перед началом сезона в этом году, потому что еще с 2002 года у него скопилось большое количество непроданных машин», – сказал RBC daily Владимир Сушков, начальник отдела по координации производства и поставки техники департамента технической политики Минсельхоза РФ.
В отличие от конкурента «Агромашхолдинг» снизил цены не перед началом сезона, а в межсезонье, как это обычно практикуется на Западе. «Зарубежные производители, которые продают комбайны по всему миру, вводят скидки вне зависимости от сезона», – пояснил RBC daily Владимир Сушков. Поэтому продажа самых дешевых машин на рынке в межсезонье – это скорее стратегический шаг. «Это более цивилизованно по отношению к дилерам, которые могут приобрести технику в межсезонье по сниженным ценам, а не оказаться в ситуации, когда компания снижает цены перед началом сезона, в то время как ее дилеры уже закупили технику по более высоким ценам», – отмечает Юрий Зябкин.
В предыдущие годы сезонная скидка на комбайны «Агромашхолдинга» также действовала в течение осени и зимы, но не превышала 8%. «В этом году мы пошли на более существенные скидки, потому что к этому нас подталкивает ситуация на рынке, а также из-за того, что финансовые итоги года позволяют нам продавать технику с такими скидками», – говорит представитель «Агромашхолдинга». По его словам, в 2003 году продажи техники увеличить было крайне сложно: платежеспособный спрос на зерноуборочную технику на рынке сократился почти на треть; так что важно было удержать объемы производств и продаж хотя бы на уровне прошлого года. Однако «Агромашхолдингу» это сделать удалось. Более того, по итогам первого полугодия он впервые за последние 5 лет вышел на первое место в стране по производству комбайнов, опередив традиционного лидера рынка – завод «Ростсельмаш» (около 60% производства отечественных комбайнов). Но ввести систему скидок позволило не только это. В марте 2003 года был создан «Агромашхолдинг», объединивший таких лидеров отрасли, как Красноярский завод комбайнов, Волгоградский тракторный завод и завод «Алтайдизель». Объединение системы маркетинга, сбыта и сервиса продукции и возникновение производственной кооперации помогли «Агромашхолдингу» снизить издержки на производство и продвижение техники, что также расширило простор для маневра по сезонным скидкам.
По оценкам специалистов, введение скидок на комбайны «в несезон» – позитивная тенденция как для их производителей, так и для покупателей. «Выгода производителя от введения сезонной скидки в том, что пусть по минимальным ценам, но он продаст большое число машин и тем самым обеспечит более-менее равномерный сбыт, что поможет ему избежать провала в продажах и за счет большого оборота оптимизировать свои доходы», – считает Владимир Сушков. Это выгодно и для покупателей комбайнов. Дело в том, что продажи сельхозтехники в России носят ярко выраженный сезонный характер. Спрос на комбайны резко повышается в апреле-мае и сходит на нет в августе-сентябре. То есть о комбайнах вспоминают, как правило, когда сев уже закончен и пора думать о жатве. Первые же покупки зерноуборочной техники после завершения уборочной приходятся на конец года, когда предприятия подводят итоги и решают, как распределить прибыль. Кроме того, для сельхозпроизводителей скидка, предлагаемая в этот период, удобна тем, что комбайн становится доступнее именно тогда, когда происходит сезонное падение цен на зерно.
Отдел компаний
Андрей Сердечнов
RBC daily