Министерство путей сообщения РФ ввело конвенцию на запрет погрузки зерна в направлении станции Мууга Эстонской железной дороги, обслуживающей таллиннский зерновой терминал. Ограничения введены с 21 по 31 марта 2003 года включительно. Как сообщают в МПС, в Эстонии ждут разгрузки около 20-25 составов с зерном. Проблемы возникли из-за задержек в подаче зерновозов к причалам. Еще в феврале фактически с аналогичными проблемами столкнулись грузоотправители в Риге. Одновременно, трудности с вывозом зерна сложились и на украинском направлении – в Украине власти даже ввели запрет на транзит зерновых грузов до того момента, когда порты переработают те объемы, которые уже поступили, и составы вынуждены дожидаться на российско-украинской границе. Запрет на прием вагонов с зерном в адрес шести портов республики был введен с первого марта.
Среди основных причин застопоривших экспорт российского зерна эксперты называют – «замерзшие» порты в Азовском море, общий рост производства зерна в России, благоприятная мировая конъюнктура, приемлемые железнодорожные тарифы. Как рассказал RBC daily эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Игорь Павенский, «обычно наши основные экспортные порты в Азовском бассейне работают круглогодично, но этой зимой они были закрыты из-засложной ледовой обстановки, и работал только Таганрог». Впрочем, «в ближайшее время ситуация с экспортом в российских портах улучшится - думаю, с конца марта навигация в донском бассейне восстановится».
Однако заторы в портах в этом году -- лишь один из аспектов проблемы. Дело в том, что производство зерна в России устойчиво растет последние пять лет и в 2002 году по оценка специалистов валовый сбор составил почти 87 млн тонн (более высокие показатели наблюдались только в начале 90-х годов). В тоже время, его потребление на внутреннем рынке увеличивается достаточно слабо. «На внутреннем рынке растет потребление фуражного зерна, но на продовольственное зерно спрос падает - в основном, из-за снижения численности населения и роста благосостояния, которое влияет на сокращение потребления хлебо-булочных изделий», -- говорит Игорь Павенский.
Общая емкость внутреннего рынка составляет порядка 75 млн тонн, из которых 40-42 млн приходится на фуражное зерно, а оставшееся – на продовольственное. И именно на продовольственное сейчас приходится наибольший объем экспорта. Так, из вывезенных в январе 1,5 млн тонн пшеницы, 1,2 млн приходилось на продовольственную пшеницу. Общий объем экспорта зерна в сезон 2001/2002 годов составило 13 млн тонн, что позволило выйти России в лидеры на мировом рынке, заняв третье место. «Мы пользуемся благоприятной ситуацией на мировом рынке - наше зерно сейчас самое дешевое, кроме того, мы сейчас выступаем одним из крупнейших продавцов, например, украинцы уже продали большую часть своих запасов», -- отмечает Игорь Павенский. По его словам, «в декабре сократился экспорт фуража из-за ввода квот в Европе, но зато растет спрос в Африке, на Ближнем Востоке, поэтому по итогам февраля стоит ожидать, что будет наблюдаться рост экспорта фуражного зерна. В дальнейшем ситуация будет зависеть от развития ситуации в Ираке, которая уже вызвала повышение страховых премий для транспортировки зерна морским путем в страны данного региона».
Тем временем, конъюнктура «подгоняет» российских зернопроизводителей. Дело в том, что, согласно прогнозу Мирового совета по зерну, в будущем году ожидается увеличение производства зерна на 30 млн тонн, до 595 млн тонн. В результате, по словам экспертов ИКАРа, «в будущем сезоне конкуренция на рынке может обостриться из-за роста производства зерна (в прошлом сезоне был провал, поэтому рост будет), хотя у основных экспортеров Европы и США сохраняется неопределенность в отношении своих объемов производства». Кроме того, уже в ближайшее время на рынке появится аргентинский урожай, и российскому зерну придется потесниться.
Еще одним фактором, который оказал сильное влияние на рост российского зернового экспорта, стало выравнивание внутренних и международных железнодорожных тарифов на данную сельхозпродукцию со второй половины 2001 года. Более того, в сентябре 2002 года было принято решение о снижении тарифов на железнодорожные перевозки зерна на 20%, действие которого было продлено на 2003 год. А как заявил сегодня глава Зернового союза России Аркадий Злочевский, «Федеральная энергетическая комиссия в конце марта рассмотрит вопрос о снижении на 50% железнодорожных тарифов на дальние перевозки зерна (свыше 3 тысяч километров)». По его словам, в случае одобрения решение может вступить в силу уже в апреле.
Между тем, дальнейшее стимулирование экспорта зерна может и не принести ожидаемых результатов, так как нагрузка на порты существенно возрастет, и они могут просто-напросто не справиться. В частности, по прогнозам ИКАР, в сезон 2002/2003 годов экспорт зерна из России может достичь 15 млн тонн. В результате, по словам Игоря Павенского, «возникновение трудностей на данных направлениях вывоза российского зерна возможно и в дальнейшем из-за сохраняющейся недостаточности перевалочных мощностей». Недаром на февральском совещании российских экспортеров зерна – компаний «Астон» и «Юг Руси» был сделан вывод, что поток зерна «через порты Ростовской области (где проходит свыше половины российского экспорта зерна) может полностью остановиться из-за того, что существующие пункты пограничного и таможенного оформления не справляются с многократно возросшим потоком грузов».
Отдел экономики
Михаил Смирнов
РБК