По мнению чиновников из Минсельхоза, существующая система таможенно-тарифного регулирования не защищает отечественных производителей продовольствия. Такое мнение высказал на прошлой неделе вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По мнению г-на Гордеева, растущий поток дешевых импортных продуктов демпингует цены на отечественные товары, в результате чего в некоторых отраслях российские производители вынуждены работать себе в убыток. По оценке Минсельхоза, в настоящее время общий уровень таможенно-тарифной защиты российского продовольственного рынка составляет 11,45%, в то время как среднемировой показатель - 62%. Чтобы исправить ситуацию, сотрудники Минсельхоза совместно с чиновниками из Минэкономразвития должны до конца мая детализировать и внести в правительство новую программу <гибкого таможенно-тарифного регулирования>. Прежде всего специалисты МЭРТа предлагают составить список товаров, которые впервую очередь нуждаются в "тарифной защите". Затем чиновникам предстоит оценить, какой вид таможенно-тарифного регулирования эффективно применять в том или ином случае - квотирование, повышение пошлин или введение так называемых "специальных ценовых пошлин" (ставка пошлины будет рассчитываться исходя из таможенной стоимости товара: чем дороже товар - тем выше пошлина).
"Существует основная потребительская корзина, в пределах которой на некоторые группы товаров наблюдаются существенные сезонные колебания, - пояснил RBC daily Игорь Юсов, заместитель начальника департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития РФ. - Сейчас мы проводим мониторинг таких товаров, чтобы определить целесообразность повышения пошлин или введения квотирования в различных группах". Вероятно, что в первую очередь в "защищенную" группу попадут рис, дрожжи, соевый шрот, растительное масло, сыр, зерно и сливочное масло. Практически все опрошенные RBC daily эксперты единодушны в своем мнении относительно рынка риса в России: ограничения поставок просто необходимы для сохранения производства внутри страны. "На этом рынке российские производители очень жестко конкурируют с иностранными, - сказала RBC daily Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга. - Сейчас 76% рынка заполняют иностранные поставщики из Вьетнама, Индии и Китая. Они завозят сюда очень дешевый рис, демпингуют цены отечественных производителей, которые вынуждены год от года уменьшать посевные площади. Более того, существующее положение дел угрожает производству не только риса, но и других круп - гречки, проса и т.д. Ведь эти товары взаимозамещающие, если у нас будет очень дешевый рис, то потребление других круп будет неизбежно сокращаться".
Похожая ситуация сложилась на российском рынке и с производством растительного масла, огромное количество которого завозится в настоящий момент из Аргентины и Украины. Правда, доля импортных товаров здесь намного ниже - всего 13% от общего объема рынка, тем не менее эксперты убеждены, что завозимое в страну дешевое подсолнечное масло "мешает развитию отечественного производства и сбивает цены на российский продукт". Что касается сливочного масла, то производители считают, что главная беда данной отрасли - это неопределенность терминологии. "На данный момент большая доля продукта, продаваемого под маркой "сливочного масла", на самом деле таковым не является, - говорит Елена Тюрина. - На мой взгляд, вводить ограничения следует лишь на мягкие сорта масла с долей жирности менее 72% и с содержанием растительных добавок. Такие сорта гораздо дешевле, и именно в этом сегменте рынка российские производители наиболее остро конкурируют с западными".
Однако, несмотря на то что практически все эксперты признают необходимость введения ограничительных мер по вышеперечисленным группам товаров, оценить эффективность предложений Минсельхоза и МЭРТа они не берутся. "Все зависит от того, какие именно таможенно-тарифные ограничения решится ввести правительство, - сказала RBC daily Татьяна Рыбалова, ведущий аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). - Например, квоты, на мой взгляд, - совершенно неэффективная мера. Проследить их применение очень сложно, кроме того, у нас есть белорусская граница, через которую возможно везти к нам все что угодно без всяких ограничений. Введение квотирования лишь стимулирует коррупцию в рядах чиновников". Кроме того, "бездумное" введение квот может привести к дефициту квотируемых продуктов на внутреннем рынке. "Например, если мы введем квоты на сыр, производство которого в России носит ярко выраженный сезонный характер, это может вызвать дефицит на рынке в зимний период, когда объем производства в стране резко падает", - утверждает Елена Тюрина.
Правда, по признанию экспертов, независимо от того, какие таможенные барьеры решат выбрать для той или иной группы товаров чиновники, для потребителей это будет означать неминуемое повышение цен на "защищенные" продукты. "Повышение таможенных пошлин, впрочем, как и квотирование, неизбежно приведет к увеличению отпускной цены как импортных, так и отечественных товаров, - говорит Татьяна Рыбалова. - Иначе эти меры просто не будут иметь экономического смысла. Причем, даже если власти будут поднимать пошлины только на дешевые группы товаров, это неизбежно приведет к удорожанию и товаров более "элитной>" категории".