27 апреля 2024 г., Суббота
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Шанс для зерна

10.07.06


Казахстан на фоне благоприятной конъюнктуры цен получил дополнительные стимулы для выхода на мировой рынок зерна. Необходимо воспользоваться ситуацией, чтобы не только занять лидирующие позиции на глобальном уровне, но и привлечь инвестиции в развитие аграрного сектора республики

В текущем году Казахстан может в два раза увеличить экспортные поставки зерна на мировые рынки. Об этом еще в первом квартале заявил руководитель отдела аграрного развития Минсельхоза Сагинтай Жумажанов. По расчетам экспертов, аграрии республики должны собрать не менее 14,5 млн тонн зерна в чистом весе, что на миллион тонн выше предыдущего года. Если не произойдет неприятных сюрпризов, например со стороны природы, казахстанские аграрии в этом году смогут продать около 4,5 млн тонн зерна.

Предыдущий маркетинговый год (2005/2006) сложился для фермеров не лучшим образом, производители зерна окрестили его «годом внутреннего сбыта», так как поставки на внутреннем рынке оказались рентабельнее экспорта. Мировые цены на продовольственную пшеницу мягких и твердых сортов пошли на убыль. В результате экспортный показатель Казахстана упал на рекордно низкую отметку за последние пять лет – 2,2 млн тонн.

Министерство сельского хозяйства заговорило о срочной диверсификации растениеводства. Бывший глава министерства Аскар Мырзахметов предложил снизить посевную площадь в 2006 году на 2,4 млн га, «чтобы сбалансировать производство с реальными возможностями сбыта», а до 2008 года сократить общий объем посевных мягкой пшеницы до 9 млн га. А также определил оптимальный валовой сбор зерна на следующий маркетинговый год в объеме 11 млн тонн. Но все эти срочные меры скорее назидательного, нежели конструктивного толка не остановили инерции агропромышленного комплекса. Посевная площадь под пшеницу в Казахстане неуклонно увеличивалась с 10,7 млн га в 2001 году до 12,4 млн га в 2005. При этом пшеница составляла 70% в структуре всех посевов под сельхозкультуры. В Казахстане не нашлось такой силы, которая бы за три месяца до начала сезона переключила сельхозпроизводителей на освоение новых культур.

Цены пошли вверх

Увеличение экспорта ожидается на фоне благоприятной конъюнктуры цен на мировом рынке зерна. В конце апреля Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) опубликовала первый прогноз относительно урожая зерновых в мире – при учете благоприятных погодных условий до окончания сезона он составит 2015 млн тонн, что на 19 млн тонн мньше показателя пошлого года. Пшеницы аграрии недоберут около 10 млн тонн. Такой упадок объясняется сильными холодами в странах СНГ и США, основных производителей пшеницы.

Обеспокоенность рынка по поводу снижения урожая озимой пшеницы в США и предстоящего напряжения мирового баланса спроса-предложения в 2006–2007 году способствовала ценовому ажиотажу. Еще предыдущей осенью началось резкое укрепление мировых цен на пшеницу. Рост цен на мировом рынке своими майскими прогнозами подогрело Министерство сельского хозяйства США. Согласно данным этого ведомства, сезон 2006/07 станет вторым подряд сезоном снижения мирового предложения пшеницы (на 3,2% относительно сезона 2005/06 и на 4,5% относительно сезона 2004/05). Из-за неблагоприятных условий созревания и сева пшеницы в ряде стран мировые конечные запасы будущего сезона сократятся на 15,6 млн тонн, это самый низкий уровень за 25 лет. После того как 12 мая доклад был обнародован, котировки на зерновых биржах США пошли вверх. Именно на этой конъюнктурной волне Казахстан объявил о намерении закрепить свои позиции на зерновом рынке.

Основными импортерами казахстанского зерна являются страны СНГ, в первую очередь Россия и Украина. Во многом судьба экспортных поставок зависит от уровня самообеспеченности этих стран собственным хлебом. Как показал предыдущий год, такое положение на рынке ставит зерновую отрасль республики в крайне рискованное положение – все зависит от того, какой урожай народится у соседей. К тому же осуществлять доставку зерна через территорию стран, являющихся серьезными игроками зернового рынка, – риск двойной. При хорошем урожае те же Украина и Россия в первую очередь оказывают поддержку своим производителям и часто в ущерб Казахстану, который по большому счету является их конкурентом на мировом рынке зерна.

Увеличение экспорта зерна ожидается на фоне благоприятной конъюнктуры цен на мировом рынке

То пусто, то густо

Эта ситуация наглядно проявилась в прошлом году. Первый казахстанский зерновой терминал за рубежом был построен в августе 2005 года в латышском порту Вентспилс с пропускной способностью 2,5 млн тонн зерна в год. Его предназначение – выход казахстанского зерна на рынки ЕС. Объем инвестиций в строительство составил около 25 млн евро. Предполагалось, что казахстанское зерно будет транспортироваться в Латвию по железной дороге через Россию. Однако в сезон 2005/06 зерновой терминал простоял полупустым. Россия применила к казахстанским грузам, перевозимым по железной дороге в направлении балтийских портов, более высокие тарифы, чем на других направлениях. В силу этого казахстанским производителям было выгоднее продавать зерно ближайшим соседям, нежели транспортировать его через Балтику.

Казахстан до недавнего времени фактически не имел собственных выходов на глобальные рынки, доставка продукции до конечного потребителя республике обходится значительно дороже, чем России, США или Австралии. Транзит, хранение, перевалка имеют значительную долю в себестоимости казахстанских зерновых. На логистику в цене казахстанского зерна приходится до 50% , что делает его неконкурентоспособным. Поэтому Казахстан и начал масштабную диверсификацию экспортных маршрутов для своего зерна за счет приобретения и строительства транспортных активов за рубежом.

6 мая 2006 года в поселке Говсаны (пригород Баку) заложен первый камень второго зарубежного терминала Казахстана. Открытие терминала мощностью 500–800 тыс. тонн зерна в год запланировано на конец года. ОАО «Бакинский зерновой терминал» – азербайджано-казахстанское совместное предприятие, учрежденное азербайджанской компанией «Планета Л» и казахстанским АО «Продовольственная корпорация». Зерно должно поставляться из Казахстана по морскому маршруту из порта Актау. Стоимость проекта составляет 6 млн долларов.

Азербайджанская сторона объявила этот проект стратегическим. Решение о строительстве зернового терминала в Баку принято в ходе официального визита президента Ильхама Алиева в Казахстан весной 2004 года. Как заявил один из высокопоставленных чиновников Азербайджана, терминал позволит стране создать собственный стратегический запас зерна. Надо заметить, что годовая потребность закавказской республики в зерне составляет более 3 млн тонн, в том числе импортируется более одного миллиона. Собственно, потенциал зернового терминала Азербайджаном не ограничивается, через него Казахстан сможет обеспечить себе прямой выход на рынки Турции и страны Северной Африки.

На данный момент Казахстан ведет переговоры с азербайджанской стороной о снижении транзитных тарифов. Министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов сообщил, что тарифы на транзит казахстанского зерна через его страну могут быть снижены до 50% или может быть применена специальная ставка тарифа по этому виду груза.

Выход на европейские рынки (как альтернатива российскому маршруту) Казахстан сможет обеспечить и через черноморские порты в Грузии. Министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Мамин на этот счет выразился следующим образом: «Будучи страной, не имеющей прямых выходов к международным морским маршрутам, Казахстан заинтересован в развитии транспортных коридоров, проходящих через территорию Грузии». По словам министра, до октября этого года между государствами будет подписано соглашение о международном автомобильном сообщении. А с 1 июня между Казахстаном и Грузией начал курсировать контейнерный поезд. Главным объектом нового транзитного маршрута станет зерновой терминал на Черноморском побережье Грузии. Он предназначен для перевозки казахстанской пшеницы через южнокавказский коридор и дальше в Европу. Интересно, что после завершения строительства терминала сама Грузия намерена закупать у Казахстана до 500 тыс. тонн пшеницы. По крайней мере, это намерение озвучил премьер-министр Грузии Зураб Нагайдели на двухстороннем заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Астане. Как считают эксперты, по себестоимости направление на европейские рынки через грузинские порты равно российскому транзиту.

Впрочем, и условия традиционного маршрута казахстанского зерна через Россию на европейские рынки прорабатывается на самом высоком уровне. В начале текущего года Нурсултан Назарбаев попросил Владимира Путина снизить транзитные тарифы для зерна из Казахстана, российский президент пообещал рассмотреть этот вопрос.

Нужны новые маршруты

На вышеперечисленных маршрутах Казахстан останавливаться не собирается. Глава московского представительства Продкорпорации Бауржан Кабушев в апреле объявил о планах строительства зернового терминала на иранском берегу Каспия в Бандар-Амирабаде. Этот проект может значительно повлиять на экспортную составляющую казахстанского зерна. По словам посла Ирана в Казахстане Ромина Мехмонпораста, его страна уже в этом году намерена импортировать из Казахстана миллион тонн пшеницы, а через пять лет Иран намерен закупать уже 5 млн тонн. Это больше, чем весь запланированный объем экспорта зерна в 2006 году (4,5 млн тонн).

Но наиболее привлекательным рынком для Казахстана может стать Китай. КНР – самый крупный потребитель пшеницы в мире 105 млн тонн в год. Начиная с 2000 года, потребление зерна в Поднебесной превысило реальное производство. В 2004 году отрицательное сальдо составило 37 млн тонн. В том же году под пшеницей было занято 21,1 млн га, это минимальная посевная площадь Китая за последние полвека. Страна вынуждена импортировать пшеницу, и здесь Казахстан может занять достойную нишу, так как является единственным экспортером пшеницы в Азии.

Министерство сельского хозяйства Казахстана планирует через 3–4 года поставлять в Китай не менее миллиона тонн пшеницы с последующим расширением экспортных поставок. Если вспомнить агропродовольственную программу на 2003–2005 годы, утвержденную президентом Казахстана, то в ней четко прописаны цели – увеличить производство зерна до 20 млн тонн без расширения посевных площадей, довести экспорт до 8 млн тонн. Отчасти – это становится реальностью, но с небольшой оговоркой. Производительность труда казахстанских аграриев в среднем в 5 раз ниже, чем в странах Восточной Европы, в силу чего большая часть производителей зерна получает небольшую маржу на продажах, а в АПК Казахстана наблюдается значительный дефицит инвестиций в модернизацию производства.

Сократить издержки

В Казахстане 90% посевных площадей под зерновые находится в зоне рискового земледелия, где урожай во многом зависит от капризов природы и профессионального обращения с землей. Последний пункт для республики особенно актуален. В 90−е годы аграрный комплекс Казахстана превратился в раздробленную структуру, насчитывающую несколько сотен тысяч хозяйств, которые едва выходили на уровень рентабельности. Фермеры бедствовали и едва находили средства на будущий сезон, шло повальное возделывание земли агрессивными методами, естественно, урожайность падала. Для сравнения: сегодня средняя урожайность пахотных земель под пшеницу в республике составляет около 10 ц/га. В США этот показатель равен 25 ц, в России – 16, в Аргентине – 22.

На внутреннем рынке цены диктовали перекупщики. Не имея собственных возможностей выходить на внешние рынки, мелкие хозяйства зависели от посредников, которые с целью получения прибыли стремились сбить цены. Порой цена пшеницы снижалась до 50 долларов за тонну, это фактически себестоимость производства. С 2001 года ситуация кардинально изменилась. Постановлением правительства «Продовольственная контрактная корпорация», со 100−процентным участием государства, определена агентом по управлению государственными ресурсами зерна. Продкорпорация начала осуществлять государственный закуп зерна для обновления и пополнения государственных ресурсов. В ее задачи также вошли поддержка отечественных производителей зерна и защита внутреннего рынка от демпинга цен. Корпорация закупает зерно у малых крестьянских хозяйств в счет будущих поставок, а также предоставляет возможность хозяйствам приобретать семенной фонд, средства защиты и удобрения по льготным ценам. С другой стороны, она проводит коммерческий закуп через привлечение финансовых средств банков второго уровня. Фактически экспорт зерна малых предприятий осуществляется корпорацией. Крестьянские хозяйства в какой-то степени теряют на марже, зато получают гарантии на продажу урожая.

Продкорпорация занимает около 40% в общей доле экспорта казахстанского зерна. Остальную долю экспорта вносят крупные компании: «Иволга», «Алиби», холдинг «Казэкспортастык», «Агроцентр Астана», «Карасу» и несколько других. Уровень конкуренции на зерновом рынке достаточно высок. Никто из участников не контролирует значительную часть рынка. Продукция в целом однородна, поэтому главным фактором является цена. А наиболее эффективным снижением цен является сокращение производственных издержек. Как показывает практика, у крупных производителей качество зерна и общая урожайность значительно выше, чем у мелких хозяйств, так как они могут применять современные технологии с использованием минимальной и нулевой обработки почвы. Крупные компании обладают более оснащенными средствами производства, что отражается на конечном продукте. К примеру, средний показатель урожайности зерновых культур холдинг «Казэкспортастык» в 2005 году составил 17,8 ц/га, что выше на 4,7 ц/га, чем в среднем по Северо-Казахстанской области, и на 6,6 ц/га по республике. Недавно компания объявила о размещении облигаций на фондовом рынке, за счет чего холдинг намерен значительно расширить объем производства и довести экспорт зерна до 300 тыс. тонн.

В настоящее время балансы крупных и средних казахстанских сельскохозяйственных компаний достаточно типичны. Основную долю обязательств занимают кредиты местных банков, в том числе выданные по программам Всемирного банка и ЕБРР. Кроме того, имеются обязательства по лизингу перед дочерними компаниями данных банков либо немногими специализированными лизинговыми компаниями типа «Казагрофинанс». Ряд компаний приобретал технику за счет зарубежного торгового финансирования, но опять-таки под риски местных банков либо экспортных кредитных агентств. И от того, сможет ли аграрный сектор выйти на более перспективные финансовые инструменты, будет зависеть общая стратегия продвижения казахстанского зерна.

Павел Грудницкий

В подготовке материала принимала участие Наталья Тажбенова

Эксперт

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: