С 1 апреля ФЭК отменяет понижающий коэффициент 0.8 на железнодорожные перевозки зерна, которые были введены с 1 января этого года. Коэффициент должен был приблизить сибирское зерно к экспорту. Но этого не произошло. Льгота распространялась на поставки пшеницы из любых регионов, а значит, расходы на транспорт в себестоимости сибирского зерна превышали бы эти же издержки в себестоимости зерна, например, из Краснодара.
Скидка перестанет действовать 31 марта. "Это означает, что доходы крестьян автоматически снизятся на 20%", -- считает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.
Как сообщил "Финансовым Известиям" начальник управления регулирования железнодорожного транспорта ФЭК Павел Иванкин, аграрии сами виноваты в том, что этой скидки не будет. "Мы просили у Зернового союза, чтобы они предоставили нам документы для определения целесообразности применения этой льготы. В союзе на это ответили, что в хозяйствах зерна уже не осталось, оно все у посредников, -- рассказывает Иванкин. - Мы же считаем, что государство не должно давать посредникам скидки".
Но ФЭК обещает новые льготы. Как сообщил Павел Иванкин, 3 марта комиссия по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте одобрила предложения рабочей группы ФЭК и МПС по установлению понижающего коэффициента 0.5 на железнодорожные перевозки сибирского зерна к портам Дальнего Востока. А 12 марта это предложение было принято ФЭК, и тогда же соответствующее письмо направили в МПС. В министерстве "Финансовым Известиям" сообщили, что, возможно, на следующей неделе состоится еще одно заседание рабочей группы ФЭК по обсуждению этого вопроса. "Идея о 50-процентной скидке для сибирского зерна, направляющегося в порты Дальнего Востока, только обсуждается, -- заявил начальник отдела по работе со СМИ МПС России Даниил Петухов . -- Говорить о реальных сроках введения этой нормы пока рано". По сведениям "Финансовых Известий", льгота для Сибири начнет действовать с апреля.
По словам Аркадия Злочевского, рынки азиатско-тихоокеанского региона для России весьма выгодны: только у одной Японии ежегодная потребность в зерне составляет примерно 30 млн тонн. В Сибири это зерно есть. Как сообщил "Финансовым Известиям" директор Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько, на 1 марта у сибирских сельхозпредприятий и заготовительных организаций осталось около 6 млн тонн из собранных 14 млн тонн.
Как считают в компаниях, снижение тарифа для сибиряков не даст ожидаемого эффекта -- дальневосточные порты не готовы к приему зерна. По словам начальника зернового направления ГК "Русагро" Антона Малинкина, выгодным для Сибири и Алтая было бы распространение этой льготы не только в дальневосточном направлении, но и в любом другом на расстояние свыше 3 тыс. км.
По словам представителей Минтранса , пока поставки через дальневосточные порты ограничились только 10 тыс. тонн зерна из Новосибирска, которое пошло в Южную Корею. В порту "Восточный" планировали осуществлять перевалку зерна через Восточно-Уральский терминал, оснащенный двумя технологическими линиями производительностью 215 тыс. тонн в сутки каждая. Но через эти же линии проходят и минеральные удобрения, и, как говорят в Минтрансе, азиатские страны пока не хотят покупать зерно, которое переваливается через те же мощности, что и удобрения.
Марина СМОВЖ, Тимур ХИКМАТОВ
Финансовые известия