18 апреля 2024 г., Четверг
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
Сухой паек для пекарей

13.08.07


Правительство намерено административно ограничить рентабельность производства хлеба всех сортов. Если это будет сделано, Украину ждет настоящий, а не мнимый зерновой кризис

Министерство экономики Украины 8 августа на своем сайте опубликовало проект постановления Кабмина, согласно которому местным органам власти позволят устанавливать предельные уровни рентабельности производства пшеничной муки высшего сорта, а также хлеба из этой муки (или смеси). Эта новость вызвала панику среди производителей. «Принятие данного постановления приведет к тому, что хлеб просто перестанут производить. И я — первый, кто это сделает», — сказал президент Всеукраинской ассоциации пекарей, президент компании «Холдинг ”Т и С”» (включает в себя «Крымхлеб» и «Одесский коровай») Владимир Слабовский. Скорее всего, нынешняя инициатива Минэкономики является прямым следствием событий двухмесячной давности. В середине июня премьер-министр Виктор Янукович пригрозил отставкой министру экономики Анатолию Кинаху, вице-премьеру Виктору Слауте и министру аграрной политики Юрию Мельнику, причиной которой назвал рост цен на хлеб вследствие неурожая зерновых. Та же участь, по словам главы правительства, постигнет и губернаторов областей, которые не смогут справиться с ценовым всплеском.

Компенсировать больше нечем





До сих пор административно ограничивалась только рентабельность производства муки первого и второго сорта, а также хлеба и хлебобулочных изделий из этих сортов. Все вместе это представляло собой так называемый социальный хлеб для малообеспеченных слоев населения. Мука высшего сорта под такие ограничения не подпадала. И для этого были весомые причины.

Дело в том, что производство «социальных» сортов хлеба убыточно, его рентабельность колеблется в пределах от минуc десяти до минус сорока процентов. Прибыльным хлебный бизнес является только потому, что до сих пор производители имели возможность компенсировать свои убытки за счет более высоких цен на хлеб из муки высшего сорта. Фактически речь идет о трансфертном ценообразовании в отрасли, которое и позволяло ей выживать. Формальными и неформальными способами местные органы власти убеждали производителей выпускать убыточные муку и хлеб. Поскольку почти каждый отдельный хлебозавод является монополистом в регионе, оказывать на него давление особого труда не составляет. Сейчас никакими нормативными актами производство такого хлеба не регулируется. «К примеру, в конце декабря 2006 года первый заместитель председателя Совета министров Крыма Евгений Михайлов потребовал снижения цен на хлеб, производимый местными предприятиями, — рассказывает Владимир Слабовский. — Действенным аргументом чиновника стала проверка санэпидемстанции, которая по надуманным причинам угрожала остановить заводы.»
Любое искусственное сдерживание цен рано или поздно выливается в производственный кризис. Хороший пример приводит руководитель аналитического отдела Украинской аграрной конфедерации Владимир Лапа. Так, во многих регионах Украины установлены предельные цены на ржаную муку, из которой помимо пшеницы производят «социальные» сорта хлеба. Это рушит всю производственную цепочку: пекари не могут покупать ржаную муку по рыночным ценам, мукомолы соответственно не покупают по рыночным ценам рожь. Последствия этого удручающие: по данным Госкомстата, урожай ржи за последние три года упал в три раза. Минагрополитики приходится предпринимать экстренные меры, чтобы не допустить дальнейшего падения сборов этой культуры. Как сообщил 6 августа заместитель министра аграрной политики Украины Юрий Лузан, в следующем сезоне ведомство намерено инициировать повышение дотаций из бюджета на выращивание ржи в 2008 году. Среди таких инструментов он назвал увеличение субсидирования посевов ржи, поддержку селекции семян в растениеводстве (в том числе и в отношении ржи), удешевление семенных ресурсов по выращиванию этой культуры за счет аграрного фонда.





Отсутствие четких механизмов регулирования рынка хлеба, практика неформальных договоренностей местных администраций и предпринимателей привели к тому, что коммерсанты все больше переориентируют свой бизнес на производство менее сложных продуктов. Например, в последние годы активно растут посевные площади под рапс — новую для Украины культуру. Пока что он занимает небольшую долю в общей уборочной площади всех сельскохозяйственных культур, но динамика его популяризации поражает. По данным Госкомстата, за последние три года посевная площадь под рапс выросла почти в четыре раза, составив около 1,7% площадей основных сельскохозяйственных культур. Вроде бы ничего плохого в этом нет (в частности, рапс используется при изготовлении востребованного рынком биотоплива), однако та же статистика говорит о том, что такой рост происходит в основном за счет сокращения посевов зерновых. А вот это уже очень плохо. Если в 2005 году доля зерновых в посевах составляла 66,7%, то годом позже — 63,8%. При условии сохранения такой динамики уже через пять-десять лет рапс может значительно потеснить пшеницу или рожь в общей структуре уборочных площадей.

Политика сдерживания цен на хлеб в итоге загубит отрасль. Конечно, собственники заводов остановят их далеко не сразу. Сначала, скорее всего, ухудшится качество хлеба: о продукте высшего сорта придется забыть, поскольку хорошую муку начнут смешивать с менее качественной с целью снижения издержек. Конечный продукт (буханка, батон) уменьшится в размере — производители просто вынуждены будут идти на нарушение госстандартов, чтобы выжить. И последнее: административное регулирование цен не позволит провести модернизацию мукомольных предприятий и хлебозаводов, возраст оборудования которых превышает все мыслимые нормы. Все это в итоге может вылиться в системный кризис производства. И вот тогда коллапса на продовольственном рынке не избежать.

Зрелище не оправдывает ожиданий

Основной причиной постоянного давления государства на рынок зерна и продовольствия является желание избежать роста цен на товары первой необходимости. Цены на хлеб и бензин всегда были предметом спекуляций со стороны оппозиции, на что действующие руководители страны реагировали, как правило, очень неадекватно. Так, в прошлом году следствием такой реакции стали квоты и лицензирование экспорта зерновых. Предотвращение дефицита зерна на внутреннем рынке дорого обошлось производителям и трейдерам — упущенная выгода измерялась для них десятками, а то и сотнями миллионов долларов. Но и этого регуляторам оказалось недостаточно: ограничив все, что можно на рынке зерна, они принялись за рынок товаров следующего передела — хлебобулочных изделий. Между тем видимого электорального эффекта эти старания уже не дают. Судя по значительному увеличению спроса на дорогие сорта хлеба в 2006–2007 годах, тема его пяти-десятипроцентного подорожания стала неактуальной. С каждым годом все меньше потребителей могут назвать точную стоимость хлебобулочных изделий, а разница в 10-20 копеек уже не играет большой роли. Однако политики по старинке продолжают бить по якобы болевым точкам избирателя.

Ограничив все, что можно на рынке зерна, власти принялись за рынок товаров следующего передела — хлебобулочных изделий В то же время операторы и эксперты рынка уже несколько лет предлагают решить проблему рыночным путем. Недавно с пакетом предложений по регулированию рынка зерна, предусматривающих недопущение продовольственного кризиса, выступила Украинская зерновая ассоциация. В качестве одного из возможных вариантов она предлагает увеличить дотации для компенсации процентов по кредитам зерноперерабатывающим предприятиям. По таким займам эти компании могут покупать зерно только для собственных нужд. Практика свидетельствует, что в нашем сельском хозяйстве такая программа пользуется популярностью. Только в этом году в государственном бюджете по строке «Осуществление финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса путем удешевления краткосрочных и долгосрочных кредитов» средства на нее увеличены почти в 2,6 раза — до 667 млн гривен. Кроме того, есть и другой, более радикальный, способ борьбы с увеличением цен — искусственное ограничение круга участников торгов по продаже зерна из государственного продовольственного резерва только перерабатывающими предприятиями. Они могли бы покупать сырье лишь для собственных потребностей без права дальнейшего экспорта. «Такое ограничение является не совсем корректным с точки зрения конкуренции и действующего законодательства, но его можно использовать в качестве исключительной меры», — отмечается в предложениях зерновой ассоциации.

Льготы не могут быть вечными

Однако такие льготы и преференции не могут быть постоянными. Они должны действовать не дольше трех-пяти лет, в течение которых необходимо провести полную либерализацию цен на хлеб. Распространение льгот на более длительный срок отобьет у предприятий охоту вкладывать деньги в основные фонды. В любом случае постепенный отказ правительства от регулирования цен на хлебном рынке является объективной необходимостью. При этом чтобы гарантировать доступность продуктов питания, необходимо прибегнуть к прямым (карточным) дотациям для незащищенных слоев населения.

Аналитики Украинской зерновой ассоциации отмечают, что расходы на такие дотации относятся к зеленой шкатулке (ящику) ВТО, то есть не повлекут для Украины санкции со стороны этой организации. Всемирный торговый клуб делит поддержку, которую получают аграрии от государства, на три категории — так называемые шкатулки. Желтая включает в себя меры, которые искажают торговлю. Голубая — это прямые выплаты по отдельным программам поддержки выпуска продукции. И, наконец, зеленая — меры поддержки, которые, по мнению ВТО, не искажают торговлю и минимально влияют на производство продукции. Они могут включать субсидии без перераспределения средств от потребителей и не должны поддерживать уровень цен для производителей.





Рынку предстоит научиться регулировать себя самостоятельно, но для этого ему нужна четкая настройка. Во всем мире ею является использование инструмента форвардных закупок зерна перерабатывающими предприятиями. Эти закупки предусматривают приобретение зерна у аграриев в определенный маркетинговый период по фиксированной цене и на условиях авансового платежа, к примеру, в размере 50% от его полной стоимости на момент заключения соглашения. По форвардному контракту продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку. При этом в соглашении оговаривается объем поставки и качество зерна, а также время и место доставки. Главная особенность такого контракта — договоренность о конкретной цене, по которой зерно будет приобретено.

Однако пока этот механизм не получил у нас широкого распространения. Основная причина — в низкой культуре проведения сделок аграриями: зачастую они попросту не доверяют таким соглашениям, предпочитая наличные любым другим финансовым документам. По словам руководителя аналитического консалтингового агентства ААА Марии Колесник, производители больше ориентируются на текущие цены, чем на ожидаемые через два-три месяца. Тем не менее в мире форвардные закупки зерна давно стали обычной практикой.

Эксперт

По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: