23 апреля 2024 г., Вторник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


 
В крае начались споры об объективной стоимости зерна

26.08.08


В период сбора урожая самый насущный вопрос для аграриев связан со стоимостью пшеницы. Одни уже сегодня вынуждены сбывать полученное зерно по тем расценкам, которые предлагают зернопереработчики. Другие выбрали стратегию ожидания высокой цены. Администрация же края проявила удивительную пассивность.

Только на прошлой неделе вице-губернатор Борис Неудахин объявил минимальную закупочную цену на зерно, но сам документ, в котором она должна быть зафиксирована, до сих пор не обнародован. А самое главное – зернопереработчики не поставили под ним свои подписи.

Еще не успела закончиться битва за урожай в поле, но боевые действия уже переместились в ценовую плоскость. Многие сельхозпроизводители весной воспользовались банковскими кредитами или льготными займами, предоставленными краевой администрацией на проведение полевых работ. Первые расчеты по ним должны быть произведены до конца августа. Именно поэтому аграрии вынуждены реализовывать полученный урожай уже сегодня. Но никакого ценового ориентира сверху производители пшеницы так и не получили.

В прошлом году документ о минимальных закупочных ценах на зерно был обнародован в крае до начала уборочной кампании. В нем было указано, что пшеница III класса не должна продаваться и приобретаться ниже 4,5 тыс. рублей за тонну. В этом году краевая администрация до сих пор не подготовила такой нормативно-правовой акт и не заключила соглашения с зернопереработчиками. То есть последние пока не взяли на себя обязательств закупать пшеницу не ниже предложенной властями стоимости. «Для нас это, конечно, минус. Зернопереработчики выставляют ту цену, которая устраивает их, а не нас. Сегодня (18 августа. – Прим. «ВД») элеваторы закупают пшеницу III класса по 5,5-6,2 тыс. рублей за тонну. А через неделю – нас уже предупредили – цена опять упадет на 500 рублей. Хотя с учетом инфляции и расценок на ГСМ, технику и средства защиты растений зерно не должно стоить менее 7 тыс. рублей тонна», – говорит Сергей Алымов , председатель правления СПК «Тамбовский».

Хотя у Ивана Мирко , руководителя СПК «53-й Октябрь» в Романовском районе, другой взгляд на ситуацию. «Краевой документ нам не поможет. Он носит рекомендательный характер. Перерабатывающие предприятия в прошлом году отступали от прописанных в нем пунктов и закупали зерно ниже 4,5 тыс. рублей за тонну. Нужен нормативно-правовой акт совсем другого уровня и не в форме рекомендации», – поясняет Иван Мирко.

В этом году край не выполнит обещаний, данных в феврале Министерству сельского хозяйства России о том, что в 2008 году Алтай соберет 5,5 млн. тонн зерна. По мнению аналитиков, наш регион в текущем сезоне не сможет набрать даже 4 млн. тонн. Учитывая оправдавшиеся пессимистичные прогнозы экспертов на урожай, цена на зерно играет еще большую роль. «В прошлом году средняя урожайность в нашем хозяйстве составляла 23,8 ц/га, в этом году получить бы хоть 18 ц/га», – говорит Сергей Алымов. Соответственно, рентабельность производства может увеличиться только за счет «красной» цены на пшеницу. Несмотря на то, что край получит в этом сезоне значительно меньший объем зерна, чем в прошлом году, закупочные цены на него продолжают падать. И главная причина в том, что разобщенные сельхозпроизводители не могут противостоять консолидированным переработчикам.

Сельхозпроизводители признаются, что выход есть и в таком, казалось бы, безвыходном положении. К примеру, объединить усилия через отраслевой союз и «диктовать» цену на свою продукцию. Но собрать аграриев не так уж просто: количество хозяйств гораздо выше, чем перерабатывающих предприятий. Сделать это можно только посредством определенной структуры. Созданный под руководством Главного управления сельского хозяйства края Союз зернопроизводителей Алтая остается бездейственным. «Управление провело первое организационное собрание объединения. Я вошел в состав Союза, но его участников не представили друг другу. Я до сих пор не знаю, кто еще входит в состав объединения. ГУСХ обещало нас собрать позже, но так и не собрало», – прокомментировал Сергей Алымов. В то же время вице-губернатор Борис Неудахин пояснил «ВД», что администрация «встречается и разговаривает в рабочем порядке» с участниками Союза.

Существует и другой способ «лоббирования» своих интересов в отношениях с зернопереработчиками. «Мы сегодня не собираемся продавать зерно. Подождем хорошую цену и тогда реализуем свои запасы», – отразил свою позицию Александр Орлов , руководитель СПК «Искра» Топчихинского района. С ним согласился и Сергей Алымов, который порекомендовал своим коллегам взять кредит и рассчитаться по долгам вместо того, чтобы продавать пшеницу по низкой цене.

Прямая речь

Дешевое краснодарское зерно до нас не доедет

Борис НЕУДАХИН , вице-губернатор Алтайского края:

– В этом году в Краснодарском крае получен прекрасный урожай. Там закончена уборочная кампания со средней урожайностью 51 ц/га. Но цены на зерно там очень низкие. Новороссийский порт, через который уходит излишек зерна за пределы России, пока закрыт для вывоза, и поэтому цена в европейской части низкая.

У нас ситуация совершенно иная. Как бы мы ни хотели, но дешевое краснодарское зерно до нас никак не доедет, поэтому рынок Сибири будет формироваться на собственных территориях. Здесь ситуация следующая. Омская область, откуда частенько наши переработчики завозили сырье, пострадала в результате засухи. Если мы начинали уборку со средней урожайностью 14,7 ц/га, то Омская область – с 11 ц/га. Поэтому вывоз пшеницы из этого региона не предполагается. Красноярский край и Кемеровская область закроют только свои потребности, Казахстан уже не первый год работает с Азией. И сегодня сельхозпроизводители и переработчики должны учитывать это.

В ближайшие дни (ответ получен 20 августа. – Прим. «ВД») администрацией края будет выпущен документ, в котором мы обозначим минимальную цену на зерно. Как мы просчитали, пшеница III класса не должна закупаться ниже 6,5 тыс. рублей за тонну без НДС и 7,2 тыс. рублей за тонну с НДС. Зернопереработчики пытаются назвать цену в 5,5 тыс. рублей за тонну, но пока не озвучили ее публично. Если будет названа такая стоимость, то у Федеральной антимонопольной службы появится задача проверить, а снизилась ли цена на муку. Мука как стоила 14 тыс. рублей за тонну, так и стоит сегодня. И сложившаяся цена муки предполагает, что стоимость зерна должна быть не ниже 6,5–7 тыс. рублей за тонну. Но это не значит, что зерно не может вырасти в цене. Мы обозначаем только минимум.

ИД Алтепресс
По этой статье комментариев нет. Обсудить статью
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: