Многочисленные сообщения в СМИ о массовых поставках российского зерна в порты Черного моря, сообщения участников рынка о скоплении вагонов на Одесской железной дороге, активно поступающие в течение недели есть ничто иное, как попытка решить проблемы украинского рынка и отдельно взятых компаний. Так полагают в компании АПК-информ.
Скопление вагонов, речь идет о нескольких тысячах, в Одесской области действительно имеет место, а сообщения о масштабных поставках российского зерна в порты Черного моря сильно преувеличены. На самом деле доля российского зерна из всего объема зерна, находящегося в вагонах не превышает 5% и весьма далека от сотен тысяч тонн, фигурировавших в сообщениях различных источников.
По мнению достоверных источников, подобная ситуация возникла не только по причине неслаженной работы портов и железной дороги, но и как следствие "передела" портов, начавшегося несколько ранее. Передела, который направлен на уменьшение сегментов рынка занимаемых некоторыми крупными компаниями в Украине и пересмотр доли перевалок по отдельно взятым портам в общем объеме отгрузок.
Поскольку крупные компании "не согласны" с предполагаемыми изменениями, некоторым из них пришлось прибегнуть к довольно рискованной схеме косвенного давления на украинский рынок российским зерном и "раздувания" масштабов события, используя для этого различные методы, в том числе и СМИ.
Несомненно, имеют место и вполне объяснимые, рыночные, аспекты, а также аспекты, связанные с деятельностью отдельных компаний. В частности, по нашим данным, "раздувание" подобной ситуации может быть направлено на то, чтобы опровергнуть и (или) поставить под сомнение возможность полноценной торговой деятельности создаваемого правительством государственного трейдера, показав тем самым возможности международных компаний, не один год работающих на украинском зерновом рынке. В данном случае позиция трейдеров вполне объяснима, учитывая последние изменения на рынке Причерноморья. Понятно, что никто из них не захочет потерять достаточно солидные заработки внутри рынка и переориентироваться исключительно на закупки на FOB/CIF, а тем более "забыть" о долгах по НДС. Ставки слишком высоки.
Существуют также предположения о том, что некоторые компании путем "оглашения" конвенции по железной дороге и в портах решают проблемы, связанные с несвоевременным подходом судов, для того, чтобы избежать штрафов и пени за невыполнение условий контрактов перед поставщиками.
По вполне понятным причинам документального подтверждения или опровержения данных соображений нам получить не удалось. Вместе с этим шумиха вокруг транзита российского зерна "сделала свое дело". Перевалка в портах возобновилась для всех компаний.
Источник: «Деловая неделя»